Пятикратный чемпион мира из Абхазии, боец и сын бойца

Абхазский боец смешанных единоборств Ахра Квициния стал пятикратным чемпионом мира по грэпплингу

Когда не так давно в СМИ появилась информация о том, что абхазский боец смешанных единоборств, выступающий под российским флагом, Ахра Квициния стал, выступая в Нью-Джерси, США, пятикратным чемпионом мира по грэпплингу, я, конечно, удивился и обрадовался. Но еще больше обрадовался, прочтя пост в Facebook его тети Анжелики Квициния, журналистки, работающей в Москве, которую я знаю со времен грузино-абхазской войны, когда она была еще старшеклассницей школы. Оказалось, что это сын Баграта Квициния, который погиб в ноябре 1993 года, будучи разведчиком абхазской армии, во время вылазки в районе села Шрома, и о котором я писал тогда в газете «Республика Абхазия».

Боевые друзья прозвали Баграта «Одинокий волк». «В бою у села Шрома в ноябре 92-го, – вспоминал один из них, – он шел впереди всех метров на тридцать и подбадривал остальных громкими выкриками «Вперед, абхазы!» Пять автоматов, которые он взял у убитых им врагов, Баграт раздал друзьям, а себе оставил трофейный ручной пулемет… Когда нас стали окружать, и мы вынуждены были отступить, он продолжал рваться вперед. Я крикнул ему: «Куда ты, вернись!» Но он не вернулся». Говорят, Баграт дошел до одной из улиц на северной окраине Сухума, а когда кончились патроны, дрался с окружившими его врагами врукопашную, ножом. Взятого в плен, его подвергли ужасным мучениям. Только спустя пять дней родители Баграта, Георгий Сумович и Ламара Еснатовна, смогли получить тело сына, которое перед этим обменяли на четверых военнопленных.

Your browser doesn’t support HTML5

Пятикратный чемпион мира из Абхазии, боец и сын бойца

Когда его отец двадцать пять с половиной лет назад погиб героической смертью, Ахре было девять лет. После войны его взял в свою семью старший брат отца Роман, тоже фронтовик, с которым мы давно знакомы. Ахра учился в сухумской 14-й школе и активно занимался вольной борьбой. Первым тренером мальчика был Дзука Бения («дядя Дзука», как звали его юные воспитанники), а затем чемпион (в 1972 году) и многократный призер чемпионатов СССР, заслуженный мастер спорта международного класса Владимир Маршания. Владимир Шалвович был «вольником» и, соответственно, учил мальчишек вольной борьбе, но дополнительно показывал им и приемы смешанных единоборств – таких, как бои без правил, грэпплинг, боевое самбо.

Грэпплинг представляет собой гибридное спортивное единоборство, включающее в себя приемы и техники различных видов спортивной борьбы, дзюдо, самбо, бразильского джиу-джитсу и других. Искусство грэпплинга состоит в том, чтобы вынудить противника сдаться с помощью применения техники болевых воздействий на суставы, а также различных удушающих приемов. Позднее это направление борьбы, где почти нет ограничений, и стало «специализацией» Ахры.

После безвременного ухода из жизни Владимира Маршания он фактически стал тренироваться самостоятельно, но при этом с удивительными целеустремленностью и упорством. Его тетя Анжелика рассказывала мне, как он уходил в горы и совершал там забеги по подъему с тяжелым грузом на спине. «Можно сказать, что Ахра – настоящий спортивный самородок», – так отозвался о нем лет пять назад в газете «Республика Абхазия» его промоутер (организатор тренировок и соревнований) Джумбер Бебия.

Ахра стал выезжать на соревнования в Россию, потом – в дальнее зарубежье. И пошло, и пошло… СМИ запестрели сообщениями о его громких победах. Вот, скажем, такая новость: «Абхазский спортсмен Ахра Квициния стал чемпионом мира по боям без правил. Чемпионат проходил в Турции, в Анталии, в нем принимали участие представители 47 стран. Тренер Эдуард Аристава отметил тот факт, что он выступал под российским флагом, но на церемонии награждения держал абхазский флаг. Ахра посвятил свою победу своему первому тренеру Владимиру Маршания».

В 2016 году в США проходил очередной чемпионат мира по смешанным единоборствам. В решающей схватке по грэпплингу Ахра Квициния встретился с бразильским бойцом. Вот как рассказывал он мне об этом, когда мы на днях встретились:

«Мартинес, Виндел Мартинес, есть такой...

– Где проходили соревнования?

– Это было в Далласе. Я эту встречу проигрывал. Еще и, более того, попался на болевой прием… В общем, чуть он мне ногу не травмировал серьезно. Выкрутился, но… Проигрывал встречу. Каждый у нас выход на болевой – это уже, можно сказать… Время закончилось бы – и ему дали бы победу. На последних секундах я его сам поймал на болевой. Вот и… В общем, встречу просто чудом выиграл.

– А на болевой какой поймал?

– Излом руки и ключицы.

– Ну а вот во время этих болевых приемов спортсмен может закричать от боли, или как?

– В случае если издается такой крик, сразу судья останавливает встречу и присуждает сопернику победу.

– А он молчал?

– Да, у нас на таком уровне такого не бывает. Если совсем уже человек чувствует, что не может выкрутиться и там разрыв идет, тогда… Но у нас не издаются крики, так как еще и чемпионат мира, очень сложно довести человека до сдачи».

Во время его рассказа про схватку в Далласе мне вспомнилось, что Ахра – это исконное абхазское имя, означающее «скала». Отец его, Баграт, тоже был борцом, побеждал на всесоюзном турнире. Но потом сорвался, крутя «солнышко», с турника, повредил грудную клетку и оставил спорт.

И вот нынче Ахра стал уже пятикратным чемпионом мира. Он победил одного из лучших джиутсеров Аргентины Паоло Ганзале со счетом 4:3 на чемпионате мира по грэппллингу. «Ахра, ты гордость абхазского народа, я искренне рад за тебя, поздравляю с победой, ура!!!»; «Поздравляю, брат!!! Гордость нации!!!», «Ахра, ты наша гордость. Спасибо тебе за твой труд!!!» – такими поздравлениями были заполнены соцсети.

Ахре сейчас 34 года. Он еще полон сил и энергии и не устает готовиться к новым боям. Ну, а в дальнейшем хотел бы стать тренером и посвятить себя воспитанию нового поколения абхазских борцов.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия