Еще немного про футбол

Давид Каландия

«И если кто скажет, что политика меняет мир, не верьте ему. Мир меняет культура, спорт и частое мытье рук».

(Неизвестный мыслитель, а может быть – я).

10 июля президент США Дональд Трамп вместе со своей очаровательной супругой приземлился в Бельгии для встречи на самом высоком уровне по каким-то своим узкополитическим делам, и, представьте себе, в аэропорту его никто из высших должностных лиц не встретил. Все высшие должностные лица сидели у телевизоров и нервно курили в сторонку, ожидая начало спортивного действа. А король Бельгии Филипп и министр иностранных дел Дидье Рейндерс находились в Санкт-Петербурге, на стадионе, и с замиранием сердца ждали начала исторического для Бельгии футбольного матча между командой их страны и командой Франции.

Для бельгийцев это был очень принципиальный матч, так как на протяжении многих столетий между французами и фламандцами не прекращаются шутки, насмешки, зубоскальство и подзуживание. Все, конечно, в дружелюбном плане, как и положено соседям. Но матч между Францией и Бельгией – это матч века.

Это матч их века!

Представляю, как добродушные бельгийцы накануне матча совершали свои нехитрые фламандские заклинания, чтобы отвадить птицу удачи от французской команды. Наверное, они прокалывали ноги тряпичных кукол французских футболистов иголками, шептали вымазанными вкуснейшим бельгийским шоколадом губами волшебные слова «пикапу-трикапу скорики-морики», жертвовали нехитрые дары религии и ставили большие свечки святому Теодарду Маастрихскому, и все равно на следующий день произошла национальная трагедия – бельгийцы проиграли. Проиграли французам!

Представляю, как им было обидно. Если бы это была не Франция, а какая-нибудь Нижняя Самоа, или Земля Королевы Мод, или даже сам Камерун со своим легендарным Роже Миллой, не было б так обидно, потому что победы и проигрыши соседям – это самое дорогое!

Представляю себе, если бы грузинская команда в полуфинале ЧМ по футболу встретилась со сборной Армении и проиграла, думаю, по всей стране надолго приспустили бы все стяги. Может быть, даже, что их обратно никогда и не подняли бы. И это несмотря на то, что армяне и грузины – побратимы до конца своих суровых дней, несмотря на фрагментарные политические нестыковки, вызванные известными обстоятельствами.

Хотя о таком матче можно только мечтать. Грузинская команда за последние много лет в отборочных играх чемпионата мира по футболу занимает почетное последнее место. Не знаю, как армянская команда, но, по-моему, они тоже недалеко ушли от нас. Да и вообще после распада СССР футбол на всем постсоветском пространстве пошел на убыль. Может быть, во времена коммуняк у нас у всех была мотивация доказывать солагерникам, кто из нас, из пятнадцати республик, сильнее? Вот футбол и развивался. А сейчас... ну, кому интересен матч между, например, тбилисским «Арсеналом» и цаленджихским «Гидроцентралем»? Никому. По-моему, даже самим футболюгам он неинтересен, а тем паче, нам, тонким знатокам и ценителям кожаного мяча и мудреной системы дубль-ве.

Поклялся я на джойсовском «Улиссе», что ни слова про футбол на этот раз не скажу, но, видимо, не судьба. Хотел написать про апокалипсис, армагеддон и про то, как мы уже шесть лет страдаем под железной пятой Иванишвили и еще минимум три раза по шесть будем продолжать страдать, но рука сама потянулась к маузеру... то есть к пятнистому мячу. Ничего, еще чуть-чуть, и потом снова вернемся к нашим политическим баранам. Вот видите, что футбол животворящий делает?

Кстати, я болел за бельгийскую команду не потому, что у меня есть бельгийские корни в роду (кстати, их у меня нет), просто мне хотелось, чтобы чемпионом футбола в этом году стала бы команда, до этого времени ни разу не бывшая чемпионом. А Франция им уже была в 1998 году, так же, как и Англия в 1966 году.

Для меня судьбоносный финал был бы Бельгия - Хорватия. В данном случае на футбольную карту мира нанесли бы новую команду-победителя. Это как в Нобелевском комитете по литературе, который премии дает не за литературные достижения, а за открытие новой страны на политической карте жизни. Таким макаром очень возможно, что в ближайшее время и нашу страну может посетить удача и какого-нибудь грузинского писателя причислят к лику нобелевских святых. Хотя, меня спросить, на сегодняшний день таких писателей среди живых и здравствующих у нас нет.

Повело меня в сторону, как обычно, но это из-за жары. В общем, в финале Англия - Хорватия. Я за хорватов, которым уже при жизни в моей стране собираются установить нерукотворные памятники, по причине, о которой все знают. Было бы здорово, если команда из молодой, сравнительно недавно сформировавшейся страны стала бы чемпионом мира. Тем более что и президент у них такая интересная женщина. Эх, где мои 17 лет, а то я обязательно влюбился бы в нее. Влюбился бы и на горячем сивом скакуне умчал бы ее в горы Зангезура и хребты Хичаури...

P.S. А старина Дональд, так и не дождавшись встречающих с рушником и хлебом с солью, печально побрел через общий выход, долго стоял на паспортном контроле, и бдительный бельгийский таможенник, которого за какую-то халатность наказали и поставили в наряд, вместо того чтобы сидеть с пивом у телевизора, придирчиво сверял фотографию в паспорте с помятым лицом, спрашивал причину приезда, брезгливо рылся в вещах, пересчитывал пачки сигарет и, наконец, нехотя, пустил в страну высокого (191 см) гостя. А гость стоял и думал про себя: «Я царь или не царь?» Шутка.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции