Сегодня на внеочередном заседании парламент Грузии утвердил в должности главного прокурора единственного кандидата – Шалву Тадумадзе. Голосование по кандидатуре бывшего парламентского секретаря правительства было проведено в максимально сжатые сроки, несмотря на протесты неправительственного сектора и оппозиции, предлагающих избрание генпрокурора на основе широкого общественного обсуждения и консенсуса.
По результатам голосования (101 – «за», два – «против») главным прокурором на шестилетний срок избран Шалва Тадумадзе. Голосование по кандидатуре шестого по счету главного прокурора времен правления «Грузинской мечты» прошло в форсированном режиме. Утром юридический комитет парламента заслушал краткий доклад претендента, после чего вопрос незамедлительно поступил на рассмотрение на внеочередной сессии.
В ходе слушаний сам кандидат и лидеры большинства не скрывали, что кандидатура Тадумадзе выдвинута исключительно по рекомендации лидера «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили. По словам заместителя председателя парламента Гии Вольского, прокуратура должна выполнить основное предвыборное обещание «Грузинской мечты» по «восстановлению справедливости»:
Your browser doesn’t support HTML5
«Грузинская мечта» и Бидзина Иванишвили хотят видеть на этом посту человека непредвзятого и сурового в отношении преступников. Система должна стать более прозрачной, и общественность должна быть лучше осведомлена о профессиональном уровне работников ведомства. Есть вопросы, в частности, по интенсификации возвращения отобранного при прошлых властях имущества».
Знакомство с Бидзиной Иванишвили подтвердил и бывший парламентский секретарь правительства. Он же пообещал ускорить расследование преступлений, совершенных при правлении «Нацдвижения»:
«Я, как дипломированный адвокат, обслуживал интересы семей двух проживающих в Грузии миллиардеров, а также интересы нескольких десятков генералов. Что касается расследования более 52 тысяч дел, то признаю, что темпы в этом направлении слишком медленны, во многом – из-за недостатка человеческого ресурса. Если работать в таком темпе, то восстановление справедливости затянется на тысячу лет, что несерьезно для этого государственного института».
В оппозиционном «Нацдвижении» заявили, что приближенность Тадумадзе к Бидзине Иванишвили исключает непредвзятость кандидата. Заявление огласила Тинатин Бокучава:
«Шалва Тадумадзе подтвердил, что работал как на Бидзину Иванишвили, так и на Бадри Патаркацишвили. Человек, защищающий интересы российских миллиардеров, никогда не будет стоять на страже интересов рядовых граждан. Несмотря на протесты общественности, неправительственного сектора и политической оппозиции, парламентское большинство в форсированном темпе утвердило его на этом посту. Разумеется, мы не будем голосовать за политически ангажированного и полностью зависимого кандидата».
Представители оппозиционной «Европейской Грузии» бойкотировали обсуждение кандидатуры. По словам Ото Кахидзе, партия не будет принимать участия в устроенном властями маскараде:
«Голосование по кандидатуре Тадумадзе является неприкрытым цинизмом и насмешкой над мнением общества, желающего видеть на этом посту независимого кандидата. Такой безответственный подход к выбору главного прокурора еще больше углубит недоверие общественности к системе правосудия».
По словам правозащитника и юриста Лии Мухашаврия, излишняя поспешность в этом вопросе наглядно демонстрирует желание властей успеть сделать свое дело до принятия новой редакции Конституции.
«Это означает, что власти не уважают мнение общественности и закон, в противном случае избрание генпрокурора должно было состояться согласно новой редакции Конституции. Я не думаю, что его назначение будет использовано в деле восстановления чьих-то прав, так как у властей было шесть лет на расследование возможных преступных деяний прошлых властей. По всей видимости, «Грузинской мечте» нужен абсолютно покорный человек, который будет выполнять политический заказ в предвыборный период. В противном случае генпрокурор не был бы столь тесно связан с правящей командой», – заявила Лия Мухашвария.
Согласно новой редакции Конституции, избрание генпрокурора является прерогативой профессионального прокурорского совета, который должен быть независимой от политического влияния структурой. В нынешнем раскладе подбор кандидатов полностью зависит от предпочтений правительства.