Еще в середине 90-х годов мне пришло в голову поехать в приморский поселок Мюссера Гудаутского района и напечатать в газете «Эхо Абхазии» иллюстрированный репортаж оттуда, с бывшей дачи первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева. Той самой, о которой еще в перестроечные годы ходили легенды, в том числе уже и в СМИ, благодаря запущенной тем же Горбачевым гласности: о роскошестве интерьеров всех ее пяти этажей, о том, как дражайшая супруга его Раиса Максимовна не раз заставляла переделывать уже выполненные там работы... Но выяснил, что попасть на объект не так просто: он, естественно, охраняется – то ли российскими, то ли абхазскими военными, то ли совместно; и надо заранее договариваться с их начальством о допуске, чтоб зря не ехать. В общем, тема эта как-то постепенно отступила на задний план, а потом и вовсе стала неактуальной, ибо в российских СМИ замелькали фоторепортажи с этой дачи, появился несколько лет назад такой и в одном из абхазских интернет-изданий.
Словом, вряд ли я поехал бы туда, если б не случай. Отдыхая неделю с семьей в одном из пицундских пансионатов, мы вознамерились совершить морскую прогулку. И на пицундском причале прочли объявление, что самое продолжительное путешествие – это три с половиной часа в Мюссеру с экскурсиями по сталинской даче и даче Горбачева. Следующим утром и отправились. И получили массу удовольствий, что называется, в одном флаконе.
Your browser doesn’t support HTML5
Мюссера, где на небольшом удалении друг от друга расположились хорошо видимая с пицундского мыса на расстоянии около километров пятнадцати белая высотка пансионата имени Нестора Лакоба, построенная в семидесятые годы, а также бывшие дачи Сталина и Горбачева, отличается не только замечательными природно-климатическими характеристиками, сочетанием морского и горного воздуха, но и своей уединенностью. Ехать туда от трассы Черноморского шоссе надо 14 километров, по морскому же побережью с обеих сторон дороги нет, даже тропинок. Почти весь берег от села Лдзаа рядом с городом Пицундой до Мюссеры представляет собой треугольники каменистых откосов, обрывающиеся прямо в море и отороченные зеленью лесов. Этой панорамой мы и любовались, в основном во время морского путешествия вдоль берега на катере «Герой Абхазии» в компании примерно двух десятков российских туристов с детьми.
Как поведала пассажирам катера еще в пути по громкой связи экскурсовод Аида, «дачное» освоение этой местности советскими правителями началось в тридцатые годы. В здешних лесах любил охотиться на диких голубей и кабанов абхазский лидер Нестор Лакоба. Однажды он пригласил на охоту отдыхавшего в Абхазии Сталина. Ночевать они остались в заброшенном, с выбитыми стеклами окон здании построенной в 1910 году на лесной опушке даче графа Лианозова, который эмигрировал после революции. И так Иосифу Виссарионовичу понравилось это место на окраине девственного леса, что он тут же решил построить здесь себе дачу. В скором времени, в 1932 году, она была построена на фундаменте снесенной дачи Лианозова. И стала одной из 18 государственных дач Сталина, раскиданных по всему Советскому Союзу, включая пять в Абхазии.
Именно к сталинской даче, невидимой с моря за лесистыми холмами, мы и отправились сразу после высадки на берег. Аида предупредила, что, поднимаясь к даче, придется, в частности, преодолеть 170 ступенек каменной лестницы. Не скажу, что лестница была совсем уж крутая, тем не менее многие экскурсанты подходили к двухэтажному зданию дачи изрядно запыхавшись. «Неужели и Сталину приходилось по этим ступенькам карабкаться?» – спросил я Аиду, когда она собиралась перед входом в здание продолжить экскурсию. Она объяснила, что, конечно, нет, сюда есть и подъездной путь, вон легковая машина стоит…
Здание дачи, продолжила Аида, было построено из местных пород дерева и прекрасно сохранилось за прошедшие 86 лет. Отдельно стоят домики для охраны, здание кухни, из которой еду приносили по подземному ходу. Напротив входа в дачу, на отвесной стене холма был устроен искусственный водопад (сейчас он был, конечно, без воды), над ним – площадка, на которой выступали артисты, над ней – киноэкран, на котором демонстрировались фильмы. Сталин любил смотреть все это, сидя на просторном балконе второго этажа дачи, как раз над входом в здание.
«Все дачи Сталина были спроектированы по одному образцу и походили планировкой на его квартиру, чтобы у него всегда было ощущение, что он дома», – сказала Аида и повторила расхожее рассуждение, что он был весьма скромен в быту и не любил никаких излишеств. При обходе затем помещений на обоих этажах здания у меня, и не только, как выяснилось, у меня, в голове промелькнуло ироническое: «Ну о-очень все скромно!» Хрустальные зеркала, к которым, как близко ни подойди, человек будет виден во весь рост (так объяснила Аида), фаянсовая сантехника, великолепно сохранившийся паркет... Всего Сталин отдыхал на этой даче восемь раз, в том числе и незадолго до своей смерти в 1953-м.
Когда мы спустились по все тем же каменным ступенькам вниз, я спросил у Аиды про голубевшую слева полоску воды – что это, озеро, залив? Она объяснила, что это искусственный залив, выкопанный во время строительства дачи Сталина, и в свое время по нему совсем близко к даче могла даже подходить подводная лодка. Сейчас дно залива-канала заросло, и его надо чистить; неизвестно, смог бы по нему пройти даже наш катер.
И вот мы подходим к зданию, облицованному красивым камнем розово-бежевого цвета, – даче Горбачева. Отсюда оно не выглядит каким-то подавляюще-помпезным, всего два этажа. Другие – подземные. Широко известный факт – сам Горбачев ни разу на этой знаменитой даче так и не успел побывать. В связи с этим я в шутку спросил у Аиды перед продолжением ее рассказа: «А что если его пригласить хоть посмотреть на нее?» Похоже, ей это не приходило в голову. «Вряд ли он поедет, – сказала она, – ведь ему уже скоро девяносто». (Если точно, 87). Впрочем, судя по ее дальнейшим словам, на месте этом Горбачев все же бывал. Наш экскурсовод начала рассказывать:
«Эту дачу ему подарил Эдуард Шеварднадзе. Он был тогда главой ЦК КПСС Грузии, а Абхазия была в составе Грузии, поэтому он имел возможность подарить им дачу. Но, конечно же, дачу не вот эту именно, а дачу Сталина, на которой мы с вами были. Подарил им дачу Сталина, приехали сюда Раиса Максимовна, Михаил Сергеевич, поднялись туда. Ну, конечно, им место очень понравилось, но само здание не очень понравилось. Поэтому Раиса Максимовна выбрала другое место для постройки нового здания. Вот это место, где были цитрусовые сады дачи Сталина, о которых я вам рассказывала. По ее желанию эти все деревья были вырублены, началось строительство этого здания. Началось оно в 1989 году, продолжалось до 1991 года. Именно поэтому, как я сказала, Горбачев и не был на этой даче ни разу, не успел, в 91-м его уже сняли, и времени не хватило. Раиса Максимовна была часто, потому что сама руководила этой стройкой. Очень часто приезжала, вносила изменения. Была женщиной капризной, как рассказывают. И часто заставляла переделывать готовую, уже сданную работу, в основном сантехнику. Вот этот облицовочный камень, который вы сейчас видите, – это она тоже заставила... В самом начале здание облицевали уральским мрамором, тоже не очень-то дешевым камнем. Но потом Раиса Максимовна ездила в Италию, она там отдыхала. Увидела Колизей, понравился ей он. Вернулась, заставила снять уральский мрамор и просто выбросить, привезти из Италии этот камень – травертин. Из этого камня сделан Колизей в Италии. Песок вот на этот пляж привозили из Золотых Песков в Болгарии. Тоже по ее желанию на баржах привозили, высыпали, раньше тут был галечный... Женщина, если вы снимаете на видео, выключите телефон... Еще очень много работ Зураба Церетели на этой даче, всем известного скульптора. Вот эти фонари большие – его работа, его стиль. Вот большие ворота кованые... Очень много его красивых работ внутри здания.
– А здесь номера сдаются?
– Да.
– И сколько стоят?
– Ну, разные цены – смотря в какое время хотите и какую комнату вы хотите. От 6 до 12 тысяч за сутки».
Некоторые пояснения к сказанному – в хронологическом порядке. Позднее я подсказал Аиде, что надо говорить не «ЦК КПСС Грузии», а «ЦК КП Грузии». Что касается намерения Шеварднадзе подарить Горбачеву дачу Сталина, то сомневаюсь, что у него были такие права; хотя кто знает... Травертин – переходная форма от известняка к мрамору. Фотографировать на обеих дачах разрешается сколько угодно, а вот вести видеосъемку – ни-ни.
И вот мы отправились в эту так и не сбывшуюся для семейства Горбачевых сказку. Интерьеры дачи и впрямь впечатляют. Одна только бронзовая люстра весом почти в тонну, которая подвешена и проходит через все этажи, чего стоит! А окружающие ее витражи из цветного горного хрусталя... А паркет, сделанный из разных пород дерева и создающий иллюзию объемности (сегодня его можно назвать «с эффектом 3D)... А помещение бассейна, который, правда, давно уже не заполнялся водой, украшенное панно на темы мифов Древней Греции…
Но вот стулья в банкетном зале с чуть продавленными сиденьями показались мне как будто из другой эпохи. И точно, оказалось, что это стулья, которые спустили сюда со сталинской дачи. Предназначенные же для горбаческой дачи так и увезли отсюда не распаковав, как и другую мебель, ибо началась грузино-абхазская война. Позднее тут лет десять жил некий российский генерал, который завез сюда и оставил свою мебель. До 1995 года, по словам Аиды, принадлежность дачи была предметом переговоров, но потом российская сторона решила оставить ее Абхазии.
История с мебелью, о которой узнал, позволила мне несколько иначе, чем прежде, взглянуть на то, почему в августе 1991-го путч застал Горбачева на его даче в крымском Форосе, а не в Мюссере. Раньше, честно говоря, приходило в голову даже такое предположение: не решил ли Михаил Сергеевич не ехать в Абхазии из суеверия? Ведь в 1964-м, за 27 лет до этого, в Москве созрел заговор против Хрущева, пока он отдыхал на своей даче в Пицунде. (Кстати, вчера же узнал, что фильм «Серые волки» об этой драматической истории снимался не только на той самой даче, но и на соседней даче Горбачева.) Но теперь понятно, что в 91-м семья Горбачевых просто не могла еще отдыхать в Мюссере из-за неготовности дачи к проживанию в ней.
Уже после возвращения из Мюссеры просмотрел интернет-публикации о даче Горбачева. И что интересно: нигде так и не увидел многих интересных сведений, почерпнутых во время экскурсии. Привлек в то же время абзац из статьи в «Аргументах и фактах»: «У нас еще в 2010 году предлагали – мол, давайте в благодарность за признание и обмен посольствами подарим дачу Горбачева лично Путину, – сообщил источник «АиФ» в правительстве Абхазии. – Однако Путин отказался. Тогда начали обсуждать, чтобы отдать виллу на баланс МИД или Министерства обороны РФ, но разговоры заглохли».
Не знаю, в какие суммы обходятся охрана дачи и поддержание ее в более или менее приличном состоянии, но доходы от экскурсий и использования ее как гостиницы наверняка меньше...
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия