Об абортах и избирательной системе поговорили после окончания сессии

Накануне абхазский парламент ушел на каникулы до 6 сентября

После вчерашнего ухода парламентариев на каникулы до 6 сентября сегодня в Сухуме состоялась пресс-конференция, на которой были подведены итоги весенней сессии VI созыва парламента Абхазии. В ней приняли участие вице-спикер парламента Левон Галустян, председатель комитета по социальной политике, труду, здравоохранению, демографии и делам ветеранов и инвалидов войны Алхас Джинджолия и парламентарий Дмитрий Дбар.

На пресс-конференции затрагивались самые разные вопросы деятельности парламента текущего созыва, который проработал уже почти треть отведенного ему срока. В частности, речь шла о следующих проблемах.

Один из журналистов напомнил, что предыдущий, пятый созыв абхазского парламента почти единогласно принял весьма неоднозначно встреченные в обществе поправки к закону о здравоохранении, согласно которым вводился почти полный запрет на аборты (кроме случаев зафиксированной внутриутробной гибели плода). Но затем произошло все то, что предсказывали противники этого нововведения: рождаемость в республике оно не повысило, зато были зафиксированы случаи смертей женщин, которым было отказано в абортах по медицинским показаниям. Ну и, конечно, когда до границы на Псоу можно доехать за полтора-два часа, увеличился, как говорят в Польше, «абортный туризм».

Your browser doesn’t support HTML5

Об абортах и избирательной системе поговорили после окончания сессии

Врач Алхас Джинджолия в период избирательной кампании, что помнят многие телезрители, заявлял о своем намерении в случае избрания в парламент инициировать в нем возвращение к этому вопросу, но за полтора года в этом плане ничего не произошло, может, он изменил свое мнение? Отвечая на этот вопрос, Алхас Владимирович сказал:

«На сегодняшний день действует запрет на проведение абортов по всем показаниям, социальным и медицинским. При этом в реальности, как вы заметили, люди находят способы: они едут или туда, или сюда и производят эти аборты. Что касается ситуации в парламентских стенах, то там эти обсуждения проводились не раз. Пока в данный момент у парламента мнение, что не надо отменять действующую практику».

При этом он заявил, что сам от прежнего своего мнения не отказался. Левон Галустян, в свою очередь, тоже обозначил свою точку зрения:

«Я был в числе депутатов пятого созыва и одним из тех, кто голосовал положительно по данному вопросу. Озвучивал не раз свою позицию, готов это сделать еще раз. Вы знаете, медицинские показания существуют в принятых поправках. Они есть, но там только одно показание. Алхас Владимирович об этом говорил. Мы ждем, конечно, соответствующих предложений. Министерство здравоохранения как уполномоченный орган должно представить свои по этому поводу предложения. Пока их нет. Но тут есть как медицинская сторона, так и какая-то духовная сторона тоже. И для меня она первостепенна. Я считаю, что на территории абхазского государства, в пределах от реки Ингур до реки Псоу, где мы объявили, что не проводят здесь аборты, – это главный, что называется, посыл. Я руководствуюсь именно этими соображениями».

Тут пресс-конференция вылилась в настоящую дискуссию. Одна из журналисток привела цифры, свидетельствующие о снижении рождаемости в Абхазии после 2014 года. Левон Галустян высказал убеждение, что на самом деле рождаемость растет, но увеличилось число гражданок Абхазии, выезжающих рожать в Россию, в частности, в надежде получить там «материнский капитал». В ответ на ее напоминание о смертях женщин в результате отказа им в проведении абортов в Абхазии по медицинским показаниям он спросил: а разве аборт – это тоже не гибель неродившегося еще человека, и чем одна смерть хуже другой?

Журналисты вспомнили о работе пятого созыва парламента, задавая и другой вопрос. Многие годы в обществе дебатировался переход от мажоритарной системы выборов в парламент к смешанной – как в одномандатных избирательных округах, так и по партийным спискам. При этом, согласно законопроекту, представленному президентом пятому созыву парламента, депутатский корпус увеличивался с 35 до 45 человек. Но при голосовании законопроект не прошел, хотя при обсуждении его возражений не было, и это вызвало у многих подозрения, что часть депутатов была озабочена, прежде всего, тем, что на следующих выборах им при новой системе было бы труднее попасть в законодательный орган. Спустя время депутаты в первом чтении приняли другой законопроект на ту же тему, по которому депутатский корпус увеличивался до 55 человек. Но на этом все и закончилось; парламент шестого созыва избирался в соответствии со старым законодательством. Так что решили все оставить без изменений?

Левон Галустян признал:

«К сожалению, за последние два-три года никакого развития эта тема не получила. Но сейчас в обществе возобновились дискуссии. Мы знаем, что несколько партий и общественно-политических движений выступили с инициативой создания некоей такой платформы согласия по вопросу о внесении изменений в избирательную систему. И мы знаем, что партия «Апсны» инициировала соответствующее обсуждение, участвуют партии «Амцахара», «Единая Абхазия» и «Форум народного единства Абхазии».

Когда прозвучал уточняющий вопрос: а как же принятый несколько лет назад в первом чтении законопроект, он «похоронен», вице-спикер ответил:

«Вы знаете, это, что называется, уже рабочий процесс. Мы посмотрим, мы должны ознакомиться в первую очередь с тем согласованным вариантом, который предложат наши политические партии. В стенах парламента эта тема тоже возникает. Коллеги-депутаты тоже ее ставят. Вы знаете, ее можно рассматривать в контексте в целом изменения политической системы в нашей стране. Очень часто говорят о том, чтобы премьер-министр назначался парламентом и так далее. Если мы перейдем к смешанной системе выборов, то партия, победившая на выборах, могла бы утверждать кандидатуру премьер-министра или, по крайней мере, предлагать ее на утверждение президенту».

Приведу также такое высказывание Алхаса Джинджолия:

«В целом не скажу, что мы довольны работой, потому что все наши законопроекты упираются в финансовые проблемы, вся социальная сфера нуждается в огромных финансовых вливаниях, которых в стране систематически не хватает. В стране назревает необходимость пересмотра социальной политики, ее нужно адаптировать к современным кризисным условиям».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия