В преддверии десятилетия войны 08.08.08 на Южном Кавказе и признания Россией независимости и государственного суверенитета Южной Осетии и Абхазии международное информагентство «Россия сегодня» организовало на прошлой неделе двухдневный пресс-тур для абхазских и осетинских журналистов в Москву, в ходе которого состоялись встречи с известными российскими политиками.
Уже по прибытии в столицу России обнаружились, несколько разные подходы к формированию составов участников пресс-тура: если из Абхазии приехало шесть опытных журналистов, большинство из которых работают руководителями СМИ, во главе с председателем Союза журналистов Абхазии Русланом Хашигом, то обе Осетии представляли 11 молодых работников СМИ, включая операторов с телекамерами: семеро из независимой Республики Южная Осетия (Государство Алания) и четверо из входящей в РФ Республики Северная Осетия-Алания. То есть осетинские коллеги сделали ставку на расширение кругозора и профессиональный рост молодежи.
Все участники пресс-тура получили подарочные наборы, в которые входили красочные иллюстрированные сборники «Абхазия и Южная Осетия: десять лет без войны». (Именно так официально назывался и наш пресс-тур.) В него вошло полтора десятка текстов, представляющих мнения абхазских, южноосетинских, российских, западных политиков и дипломатов, политологов на обозначенную тему.
Your browser doesn’t support HTML5
В минувший вторник состоялась наша встреча с председателем комитета по обороне Государственной думы РФ Владимиром Шамановым. Владимир Анатольевич – хорошо известный на постсоветском пространстве генерал, военачальник, работавший также губернатором Ульяновской области, но не так часто появляющийся на федеральных телеканалах, как большинство тех, кто встречался с нами в ходе пресс-тура. Но тем интереснее было выслушать его воспоминания об участии, в частности, в военных событиях 2008 года на Южном Кавказе.
Очень кратко остановлюсь на некоторых его ответах на вопросы. Говоря о перспективах воссоединения осетинского народа в составе России, Шаманов отметил, что в сегодняшней международной обстановке это было бы нерационально и что пока для объединения Северной и Южной Осетии в один регион «не лучшие времена». Он упомянул также, что во время празднования 10-летия признания Россией РА и РЮО будет в поездке на Дальний Восток, а вот в сентябре обязательно хочет войти в состав думской делегации и приехать на 25-летие победы народа Абхазии в Отечественной войне 1992-1993 годов.
В тот же день после обеда в пресс-центре международного информагентства «Россия сегодня» прошла встреча с заместителем главного редактора МИА, руководителем Sputnik в странах ближнего зарубежья Андреем Благодыренко.
Благодыренко ответил на вопросы участников пресс-тура о том, как организована работа отделений Sputnik в разных странах, их редакционной политике, профессиональной подготовке журналистов, сложностях, с которыми они сталкиваются на местах. Интересно было узнать, что из прибалтийских стран Sputnik создан и действует в Эстонии, в Латвии и Литве работают только стрингеры. В Грузии, учитывая разорванные дипломатические отношения между этой страной и Россией, в работе Sputnik культурная тематика явно преобладает над политической. А в Киргизии, скажем, по мнению многих, наблюдается уклон в желтизну… Сразу два участника пресс-тура из Абхазии, дополняя друг друга, отметили, что в публикациях Sputnik Абхазия при всем их завидном тематическом разнообразии почти отсутствуют публикации, касающиеся внутриполитической борьбы в республике, и поинтересовались: это установка из Москвы или «местное» решение. Из ответа Благодыренко следовало, что это солидарная позиция, основанная на принципе «не навреди». Затем состоялась экскурсия по различным подразделениям МИА «Россия сегодня».
В том же здании МИА состоялась встреча с начальником отдела Абхазии и Южной Осетии Министерства иностранных дел РФ Андреем Старковым. Отвечая на вопрос одного из североосетинских журналистов, ему пришлось растолковывать разницу между Крымом, после референдума принятом в состав РФ, и Южной Осетией м Абхазией, независимость которых РФ десять лет назад признала, а также между настроениями по отношению ко «вхождению» в РЮО и РА. Одной из абхазских журналисток в своем выступлении пришлось и далее «расширять кругозор» коллеги и объяснять, что в абхазском обществе никуда входить и отказываться от независимости не собираются.
На следующий день, в среду, в Совете Федерации состоялась встреча с главой комитета СФ по международным делам Константином Косачевым. Отвечая на вопрос о перспективах дальнейшего международного признания Абхазии и Южной Осетии, сенатор сказал:
«Количество стран, которые признают независимость того или иного государства, никем не определено в качестве какого-то порога…В мире есть достаточно много государств, которые работают над расширением международного признания их суверенитета и государственности, и ни одно из них не должно относиться к категории передовиков или отстающих. Уверен, что время работает на широкое международное признание Абхазии и Южной Осетии. Чем больше времени проходит, тем более очевидным становится для всех, даже для недоброжелателей и ваших стран, и РФ, что это было следствием суверенного выбора ваших народов, никоим образом не навязанного извне. В этом не должно оставаться сомнений ни у кого, кроме тех, кто мыслит узкими конъюнктурными псевдогеополитическими категориями».
Отвечая на вопрос о том, как может повлиять на российско-грузинские отношения и ситуацию на Южном Кавказе вступление Грузии в НАТО, Константин Косачев сказал, что в таком случае «нормализация взаимоотношений Тбилиси с Южной Осетией и Абхазией, с Россией ушла бы совершенно в нереальные перспективы». А в ответ на вопрос, существуют ли, на его взгляд, сложности, проблемы в российско-абхазских отношениях, сенатор подчеркнул: «Если бы в наших отношениях все было безоблачно и не было никаких проблем, это означало бы, что Россия не относится к Абхазии и Южной Осетии как к равноправным партнерам, что она всем управляет и все проблемы решает так, как ей нужно. А вот то, что у нас есть проблемы в отношениях, означает, что это отношения равных, суверенных государств, каждое их которых имеет свои национальные интересы, свою стратегию государственного развития и каждое из которых вправе эту свою стратегию реализовывать и отстаивать свои национальные интересы. Поэтому я считаю, что проблемы есть, но не вижу никаких оснований для тревоги… Достаточно много проблем осталось в прошлом. И я уверен, что ни одна из проблем не вырастет в конструкцию, которая будет наши отношения отравлять. Я уверен, что это не входит в планы ни России, ни Абхазии, ни Южной Осетии».
Я задал Косачеву вопрос, который приходит в голову многим в абхазском обществе. А именно: время от времени начинает обсуждаться тема «таможенных коридоров» через Абхазию и Южную Осетию между РФ и Грузией. Недавно был заключен договор со швейцарской фирмой о проведении таможенных досмотров… При этом и там, и там в обществах звучат протесты и опасения, тема забывается, потом возникает снова… Так насколько основательны тут намерения России? Косачев сказал так:
«Знаете, я все-таки политик, а не специалист в области таможенного права, и прекрасно понимаю, что очень многое тут – в деталях конкретных, которыми я не владею. Как политик, я был бы рад, потому что считаю, что в сохраняющихся условиях политических разногласий вот такая практическая работа, в которую вовлекается большое количество людей… Которые через это начинают, несмотря на отсутствие дипломатических отношений… Я говорю об отношениях Абхазии и Южной Осетии с той же Грузией и с другими странами, которые могут находиться на этом таможенном пути. Чем больше тут возникает нормальных рабочих контактов, чем больше люди начинают друг с другом разговаривать, чем больше они начинают извлекать пользу из вот этого нормального режима решения практических вопросов, тем более перспективно оказывается в конечном итоге решать политические проблемы. Но это ни в коем случае не должно происходить за счет интересов Абхазии и Южной Осетии. Здесь невозможна ситуация, когда ради того, чтобы заслужить от кого-то, я не знаю, похлопывания по плечу, так сказать, и дополнительные похвалы, сдавать свои позиции».
Встреча журналистов за чашкой чая с первым заместителем председателя комитета Госдумы по делам СНГ Константином Затулиным продолжалась более полутора часов, дольше, чем с остальными. Константин Федорович делился своими мыслями и мнениями по разным вопросам российско-абхазских и российско-югоосетинских отношений очень откровенно, что неудивительно, если участь его большую информированность в них и нелюбовь к сглаживанию углов. Говорил даже о своих личностных расхождениях с некоторыми российскими политиками, которые занимаются внешней политикой РФ. Он начал с воспоминаний о первых парламентских слушаниях в России в 1994 г. по грузино-абхазскому конфликту, о визите Ельцина в Тбилиси и подписании им российско-грузинского договора о дружбе и сотрудничестве, который, впрочем, так и не был ратифицирован, даже предложен к ратификации, о миротворческой миссии России в урегулировании конфликтов…
Касаясь внутриполитической ситуации в Абхазии, Затулин отметил, что России меньше всего выгодна внутренняя дестабилизация в республике, между тем в Абхазии «становится национальной традицией» свергать президентов или требовать их досрочной отставки.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия