Использование животных в коммерческих целях является нередким явлением в Абхазии. На многих курортных объектах держат в неволе животных и предлагают туристам сделать снимок на память с обезьянкой, медведем или павлином. В прокуратуру Абхазии поступили жалобы на жестокое обращение с медвежонком, проверка не смогла его обнаружить, зато нашла в Рицинском национальном парке «контактный зоопарк».
Природоохранная прокуратура Абхазии провела проверку по факту жестокого обращения с медвежонком на территории Рицинского реликтового национального парка. В последние дни июля в прокуратуру поступило по этому поводу 25 заявлений от граждан Российской Федерации.
О подробностях столь массового обращения рассказал помощник Генерального прокурора по связям с общественностью Даур Амичба: «В интернет-приемную Генеральной прокуратуры поступили обращения, в течение одного дня более 25 сообщений от разных граждан Российской Федерации, которые сообщали нам о том, что на территории Абхазии жестоко обращаются с животными – непосредственно с медвежонком. Абсолютно все ссылались на публикацию в социальных сетях, где на фоне какого-то здания лежал медвежонок в окружении детских игрушек. И все утверждали, что это произошло на территории Республики Абхазия, а именно возле озера Рица, на стоянке, где продают вино».
Your browser doesn’t support HTML5
Провести проверку поручили природоохранному прокурору Адамуру Чедия совместно со специалистами Государственного комитета по экологии и охране природы. О том, что было установлено, проинформировал Даур Амичба: «В тот же день, 31 июля, затем 1 и 2 августа проехали по всему Рицинскому национальному парку, и на указанном месте такого медвежонка обнаружить не удалось. Но в результате этих проверок заехали на пятый километр, где был обнаружен контактный зоопарк. Гражданин Российской Федерации Боронской Иван Евгеньевич оборудовал контактный зоопарк, где в клетках находились различного рода животные: волки, лисы, гриф, лев, был обнаружен также молодой медведь. Изначально мы думали, что это тот самый медведь, речь о котором идет в публикации, но, сравнив фотографии, выяснили, что на первой фотографии из заявлений был совсем молодой медведь в возрасте 4-5 месяцев, а возраст этого медведя превышал полтора года».
Прокуроры оштрафовали владельца контактного зоопарка Боронского на 1800 рублей (30 МРОТ) за то, что медведь находился не в клетке, а на открытой территории и представлял опасность для людей. Владелец зоопарка попал в ДТП и выехал за пределы Абхазии на лечение. Прокурорам пояснили, что Боронский в ближайшее время должен вернуться и завершить строительство клетки для медведя. В возбуждении уголовного дела по факту жестокого обращения с животными заявителям было отказано. Гагрский прокурор поручил сотрудникам милиции проверить все места, где могут использоваться животные в коммерческих целях, проверка должна быть завершена в течение недели.
Даур Амичба предположил, что информация, появившаяся в социальных сетях, могла спугнуть владельцев животных, и они могли их спрятать. Прокуратура просит сообщать обо всех фактах содержания диких животных в неволе и использовании их в коммерческих целях, а также о местонахождении маленького медведя, и будет немедленно реагировать.
Ситуацию прокомментировал и председатель Государственного комитета по экологии и охране природы Савелий Читанава. Он сообщил о реакции экологов: «Я отправил туда наших районных инспекторов, они пообщались с хозяином медведя и сделали предписание. По предписанию надо было убрать это животное, ибо есть такое положение, что содержать диких животных в неволе в Абхазии нельзя. На второй день я сам выехал и встретился с хозяевами. Я подтвердил действия наших инспекторов о невозможности содержания диких животных в неволе для созерцания, для туристов и так далее. Было сделано предписание убрать это животное с демонстрационной части. Я их предупредил, что при повторном использовании мы передадим дело в прокуратуру».
На вопрос о том, как вся эта история должна разрешиться и что делать с животными контактного зоопарка, Савелий Читанава сказал: «Разрешения на использование животных у него нет, да это и не допускается. А нам изымать у него животных тоже нельзя, ибо нам их некуда деть, ввиду того, что нет специализированных питомников. Возникает парадокс, решения которому нет. Мы забрать животных не можем, а он не может использовать. Поэтому надо войти с предложением в парламент о внесении изменений в действующий закон. Надо четко внести запрет на использование диких животных в коммерческих целях и предусмотреть ответственность».
Зоопарк на пятом километре автодороги, ведущей к высокогорному озеру Рица, Савелий Читанава считает незаконным, так как никаких документов на экзотических животных, которые там содержатся, экологам предъявить не смогли. Как их завезли в Абхазию, непонятно.
Что же касается диких животных местной фауны, то Приложение № 200 к Постановлению кабинета министров Абхазии о защите животных от жестокого обращения от 25 августа 2006 года запрещает их содержание в неволе. Читанава заявил, что экологи будут следить за ситуацией и продолжат в ней разбираться.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия