ПРАГА---12 августа в Актау, в Казахстане, состоится 5-й саммит глав прикаспийских государств, на котором ожидается сенсация – подписание конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Переговоры на эту тему ведутся с 2002 года. Мы обсудим эту тему со специальным корреспондентом Радио Свобода Брюсом Панье, который сейчас находится в Актау.
Вадим Дубнов: Брюс, на самом деле, удалось преодолеть все разногласия между прикаспийскими государствами, которые наблюдались все последние 16 лет?
Брюс Панье: Да, наиболее важный вопрос, как разделить ресурсы Каспийского моря. Сейчас, согласно тексту, который я видел, по крайней мере, они согласились разделить Каспий как море, и, конечно, не в пользу Ирана, у которого будет 13 процентов, но в пользу Казахстана, у которого будет самая большая часть Каспийского моря и, вероятно, самое больше число ресурсов в виде нефти, газа и т.д. Есть один интересный момент, потому что там написано, что страны Каспийского моря имеют право прокладывать трубопровод по дну Каспийского моря, но в то же самое время надо учитывать тот фактор, будет это вредить экологии Каспийского моря или нет. Другие страны Каспийского моря смогут жаловаться на проекты и останавливать их на несколько месяцев, может быть, даже лет, если беспокоятся о последствиях строительства таких трубопроводов в Каспийском море.
Your browser doesn’t support HTML5
Вадим Дубнов: Тогда что меняется, ведь Россия не раз под экологическими предлогами замораживала трубопроводные проекты других каспийских стран?
Брюс Панье: Это очень интересный вопрос. Многие удивились, когда Сергей Лавров в декабре прошлого года покинул встречу с министрами иностранных дел прикаспийских стран и объявил о том, что они подпишут соглашение в этом году. Россия постоянно говорила, что этот договор будет подписан в скором времени, и почему они изменили позицию, это абсолютно не ясно до сих пор. Как я уже сказал, они также могут вносить жалобы, как они это делали в прошлом, чтобы остановить проекты или, по крайней мере, оказать давление на планы таких проектов. Некоторые думают, что это может быть связано с тем, что Россия уже построила трубопроводы в Европу – «Северный поток 1», «Северный поток 2», а также «Турецкий поток», поэтому они уже заняли газовый рынок Европы. Туркменистан тоже хочет продавать газ в Европу, но 30 миллиардов кубометров – ничего, по сравнению с российскими трубопроводами. Но Россия хочет продавать сейчас газ в Китай. Туркменистан уже продает газ в Китай, поэтому есть теория, что Россия позволяет Туркменистану построить трубопровод через Каспийское море и обеспечить подачу газа в Европу, чтобы гораздо увеличить свои объемы газа для Китая, и Россия будет повышать их объем газа для Китая в ближайшем будущем.
Вадим Дубнов: Т.е. Россия смогла договориться с Туркменистаном, по этой теории. Удалось ли России решить спорные вопросы с Казахстаном и Азербайджаном и что получил Азербайджан?
Брюс Панье: Азербайджан выиграет от этого, потому что это как бы ворота в Европу с восточного берега Каспийского моря, поэтому почти все из Казахстана и Туркменистана будет идти через Азербайджан, и по этой причине они строят сейчас новые порты на Каспийском море. Завтра состоится открытие нового порта Курык в 70 километрах на юг от Актау, и это по плану тоже будет местом строительства нефтепровода.