Новый оборонный бюджет США предусматривает выделение Пентагону 716 миллиардов долларов. Эти средства направлены, в частности, на увеличение числа военнослужащих и их денежного довольствия, а также обеспечение их новейшей техникой. Впрочем, перепало и союзникам – не по НАТО. В частности, документ предполагает оказание военной помощи Украине и Грузии.
Военный бюджет на военной базе – президент США Дональд Трамп выбрался из Овального кабинета в Форт-Драм, чтобы утвердить финансовый план для американской обороны на 2019 год. Причем оборонять Америка будет не только себя:
«В следующем году, это уже одобрено, у нас будет 716 миллиардов долларов, чтобы дать вам лучшие самолеты и корабли, танки и ракеты – по всей Земле. Никто не делает их так качественно, как мы. Конечно, рабочие места очень важны, но в данном случае военная мощь важнее, чем даже рабочие места».
Your browser doesn’t support HTML5
Выступая перед военнослужащими, Трамп заверил: их денежное довольствие в будущем финансовом году, который в США начинается 1 октября, вырастет более чем на 2,5%. А сами вооруженные силы увеличатся на 16 тысяч.
В номинальном выражении речь идет о самой большой сумме в военной истории США. Причем на этот раз глава Белого дома обязался предоставить военную помощь бывшим советским республикам – Украине и Грузии, чтобы поддержать их в противостоянии с Россией.
В частности, Украина получит 250 миллионов, в том числе в виде поставок оборонительного вооружения летального характера. В отношении Грузии конкретные суммы не называются, но интенсивность военных маневров с участием страны точно увеличится. По словам главы МИД Грузии Давида Залкалиани, по сравнению с тем, что было в прошлые годы, в законе «Об авторизации обороны США» о Грузии говорится объемно и содержательно и подчеркивается роль Грузии как союзника и партнера США:
«Грузия рассматривается в контексте европейской региональной безопасности вместе с другими странами. Но особенно важно, что США усиливают обороноспособность и безопасность Грузии и рассматривают Грузию как составную часть своих национальных интересов. Также говорится об увеличении числа совместных учений как в Черном море, так и на суше. В контексте политики открытых дверей в документе отмечается совместимость Вооруженных сил Грузии с НАТО. Следует отметить, что о Грузии говорится в главе документа, озаглавленной «Сдерживание российской агрессии». Именно в этом контексте Грузия, Украина и усиление их обороноспособности рассматриваются как отвечающие национальным интересам США».
В тексте документа прямо говорится, что глава Пентагона, госсекретарь и главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе должны разработать и осуществить стратегию поддержки союзников и партнеров в Европе, «находящихся под угрозой российской агрессии». Они также должны «рассмотреть возможность увеличить частоту и масштаб проводимых в Черном море военных учений НАТО и других многонациональных учений с участием Украины и Грузии».
По мнению многих западных аналитиков, уделив столько места и денег «сдерживанию России», Трамп, таким образом, сделал попытку оправдаться за саммит в Хельсинки, по итогам которого на родине его обвинили чуть ли не в госизмене.
В Тбилиси такими категориями предпочитают не оперировать. Но при этом, по словам вице-президента НПО «Атлантический совет Грузии» Бату Кутелия, Запад, спустя десяток лет после российской агрессии, наконец начинает осознавать масштабы угрозы со стороны Москвы:
«Начиная с 2007 года, мы говорили нашим партнерам – европейским государствам, НАТО и в Евросоюзе, что Россия будет предпринимать более агрессивные шаги. Тогда очень мало кто верил, что Россия так поступит (августовская война 2008 года). Но реально понадобилось десять лет, чтобы европейское сообщество, трансатлантическое сообщество поверили, что Россия является главной угрозой цивилизованного мира – то, что в 2016 году НАТО приняло на своем саммите».
При этом, как считает военный журналист Тенгиз Гоготишвили, правительство Грузии ничего не делает для того, чтобы повысить роль страны в вопросе «сдерживания России»:
«Грузинская власть, когда речь идет об оккупации, она безвольная, бесхребетная, бессловесная. Я никак не могу добиться вразумительного ответа от грузинских властей – почему санкции Евросоюза, санкции Соединенных Штатов называются «санкциями из-за Украины, из-за Донбасса, из-за Крыма» или «списком Магнитского», и ни в одной из санкций, ни в одном решении не фигурирует слово «Грузия». Я этого никак не могу понять, и вразумительного ответа никто не дает».
В военном бюджете США на 2019 год слово «Грузия» присутствует. Но, по мнению критиков власти, помощь со стороны США и других стран Запада могла бы быть куда более серьезной, если бы руководство страны перестало заигрывать с Россией в надежде на добрую волю Москвы в вопросе Абхазии и Южной Осетии.