Вчера Погранслужба ФСБ России опубликовала статистические данные о поездках россиян за рубеж за первое полугодие текущего года, которые сразу были растиражированы многими СМИ. Первое место в списке стран по числу поездок предсказуемо заняла Турецкая Республика – 2,36 миллиона. На втором месте – другой и гораздо меньший по масштабам южный сосед РФ Абхазия – 1,75 миллиона поездок, на третьем – Финляндия, более 1,71 миллиона. Далее, соответственно, расположились Казахстан, Украина, Китай, в которые было совершено более чем по миллиону поездок. Всего же было предпринято 19,9 миллиона зарубежных поездок, причем по сравнению с прошлым годом заметно снизилось число поездок в Болгарию и Черногорию.
Вполне логично, что один из абхазских сайтов выбрал для размещения у себя публикацию российского СМИ на данную тему с таким воодушевляющим нашу аудиторию заголовком: «Абхазия обошла Финляндию по популярности поездок среди россиян». Но любой, кто мало-мальски в теме, конечно, понимает, что все это отнюдь не тождественно успехам абхазского турбизнеса.
Your browser doesn’t support HTML5
Во-первых, как поясняется в некоторых публикациях российских СМИ, применительно к странам ближнего зарубежья речь идет в основном о приграничном сообщении, которое не совпадает по количественным показателям с «чисто туристическими поездками». Если говорить конкретно о российско-абхазской границе, то тут статистику пополняют и жители Абхазии, регулярно выезжающие в РФ по российским загранпаспортам. (То есть следует уточнить: статданные – но о поездках не жителей РФ, а лиц с ее гражданством.) А в последние год-два сюда добавились и многочисленные «алкотуристы», регулярно отправляющиеся из сочинского региона в магазины беспошлинной торговли на абхазском берегу Псоу, чтобы затариться импортным спиртным. Погранслужба ФСБ приводит, кстати, и данные о поездках в первом полугодии «с чисто туристическими целями». И тут также лидирует Турция, за первое полугодие россияне съездили туда около 1,8 миллиона раз, затем идут Таиланд (508,8 тыс.), ОАЭ (451,8 тыс.).
Последняя из названных стран напомнит нам, что речь идет о первом полугодии: ведь многие предпочитают ездить в ОАЭ зимой, когда там не так жарко. И это второе обстоятельство, свидетельствующее, что приведенная статистика вряд ли может отражать успешность или неуспешность туристического сезона в Абхазии, поскольку пик турпотока у нас приходится на третий квартал года.
И, в-третьих, я не поленился и сравнил приведенные выше данные с данными за первое полугодие прошлого года. Так вот тогда, в крайне неудачный для Абхазии туристический сезон, она и вовсе была на первом месте по числу поездок граждан РФ через границу, опережая и Турцию, и стабильно третью Финляндию. Правда, цифра тогда была все же чуть ниже, чем нынешняя, – 1,67 миллиона поездок.
Разобравшись с этой обманчивой статистикой, хочу сказать про пару курьезных случаев на российско-абхазской границе, о которых на этой неделе поведали новостные ленты.
Проходя паспортный контроль на МАПП «Адлер», несовершеннолетняя уроженка Конго предъявила паспорт старшей сестры, после чего была задержана сочинскими пограничниками. Выяснилось, что 17-летняя гражданка Демократической Республики Конго несколько лет живет с родителями в Сочи. В этом году она поступила в российский вуз и вскоре должна была получить российское гражданство. Девушка решила вместе с подругой съездить в Абхазию, но услышала от знакомых, что для пересечения границы ей как несовершеннолетней необходимо нотариально заверенное согласие родителей. Чтобы не заморачиваться, она решила выехать через Псоу по паспорту совершеннолетней сестры, посчитав, очевидно, что для российских пограничников все юные конголезки – на одно лицо. Самое смешное, что, когда обман вскрылся и нарушительницу задержали до выяснения обстоятельств преступления, сотрудники пограничного контроля объяснили ей: возрастные ограничения при пересечении российско-абхазской границы относятся только к гражданам России, а потому она могла свободно выехать в Абхазию по своим документам. Теперь же ей грозит наказание…
Любопытно, что аналогичный случай произошел там же в феврале этого года. 17-летняя москвичка приехала на Черноморское побережье РФ с друзьями, и они решили отправиться в Абхазию. У девушки не было нотариально заверенного согласия от родителей на заграничную поездку (которая в данном случае действительно нужна), и она решила взять паспорт своей 22-летней сестры. В отношении девушки за покушение на нарушение государственной границы возбудили уголовное дело.
А еще об одном нарушении границы на Псоу, которое можно назвать романтически-загадочным, поведало на днях аж почти шесть десятков СМИ, в основном российских. Сотрудники пограничной службы задержали школьника, который искал укромное место для чтения книги и случайно пересек российско-абхазскую границу, сообщила пресс-служба Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю. Пограничники заметили человека, вброд пересекающего реку Псоу. Наряд незамедлительно выдвинулся навстречу нарушителю, и уже на российском берегу реки он был задержан. Желанием почитать свою любимую книгу американца Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи» в тишине, на природе, объяснил свой поступок 14-летний нарушитель государственной границы. Школьник, гражданин Абхазии, проследовал с пограничниками в ближайшее подразделение. По российскому законодательству, он не достиг возраста наступления административной и уголовной ответственности. Сотрудники краснодарского погрануправления передали подростка властям Абхазии.
Мне так и не удалось ничего дополнительно выяснить об этом юном книголюбе. Звонил сегодня родственнику, который служит пограничником на Псоу, но он ничего о данном инциденте не слышал. И вообще, сказал, давно не было слышно о переходах через Псоу вброд. Не исключаю, что этот эпизод просто не получил среди абхазских пограничников огласки. А вот журналисты, как видим, за него с энтузиазмом ухватились. Еще бы, ведь это так необычно для нашего времени: подросток, не уткнувшийся в свой гаджет, а читающий бумажную книгу, да еще, можно сказать, классику! Кто-то из журналистов даже развил такую мысль: юный герой повести протестовал против условностей и лицемерия своего времени, вот и юный читатель книги тоже проявил некое бунтарство, не обращая внимание на границу…
У меня, конечно, есть сомнения. Неужто на левом берегу Псоу не найти мест, удобных для чтения? И неужели житель Абхазии, пусть ему и 14 лет, не знал, что это река пограничная? А может, книга Сэлинджера, и впрямь обнаруженная пограничниками в его рюкзачке, была положена туда «для отмазки», и он просто хотел перейти границу, минуя КПП?
Как бы то ни было, подросток отделался легко. Ну, а мне сразу вспомнилась по-настоящему трагичная история перехода Псоу вброд. Это случилось около двадцати лет назад, в период блокады Абхазии со стороны стран СНГ, когда на пересечение границы в Россию мужчинами призывного возраста был наложен запрет. И вот этот парень лет двадцати с небольшим, отец у которого был абхаз, мать – русская, решился перейти реку вброд. Российский пограничник выстрелил сперва в воздух, а потом в него. И насмерть... Мать того парня до сих пор торгует на Сухумском рынке, и каждый раз, когда здороваюсь с ней, на меня накатывают те воспоминания.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия