Грузия переходит на новую модель регионального управления – так премьер-министр Мамука Бахтадзе обосновал свое решение заменить губернаторов практически всех регионов страны. Впрочем, новые лица вызвали у оппозиции много вопросов. Противники власти обвиняют премьера в попытке управлять регионами «силовыми» методами.
Уволив 26 июля руководителей пяти крупных территориальных единиц, глава правительства анонсировал серьезные реформы в системе управления на местах. Практически сразу вслед за этим сложил полномочия еще один региональный управленец – без главы осталась Имерети. А сегодня утром, за несколько часов до выступления премьер-министра, о своей отставке заявил губернатор Гурии Мераб Чануквадзе – тот самый, который сначала вроде был уволен в числе своих коллег, а потом его имени в списке, опубликованном премьер-министром, не оказалось. В итоге спустя почти месяц он с сотрудниками все же попрощался.
В целом должности сумели сохранить лишь двое из девяти региональных руководителей – губернатор Кахети Ираклий Кадагишвили и губернатор Рача-Лечхуми-Квемо Сванети Арчил Джапаридзе.
Your browser doesn’t support HTML5
Сам Мамука Бахтадзе свой выбор новых поверенных прокомментировал так:
«Как вы знаете, главнейшим приоритетом нашего правительства является равное и инклюзивное развитие регионов. У нашего сельского населения очень много проблем, и для их решения недостаточно осуществления отдельных проектов. Те планы, которые намечены нами для развития регионов, должны осуществляться без задержек, полноценно и, что главное, с дисциплиной высокого уровня. На губернаторов накладывается очень большая ответственность, чтобы жители разных уголков почувствовали, что государство о них заботится».
Для того чтобы забота эта была не пустым звуком, премьер пообещал, что новые руководители регионов наладят прямую связь с местным населением:
«Это делается для того, чтобы мы могли получить обратную связь относительно тех проблем, которые существуют в каждом отдельном селе для того, чтобы у нас была лучшая возможность оперативного реагирования на них. Соответственно, выбранным нами людям дается возможность применить свои квалификацию, профессионализм и энтузиазм во благо страны», – заявил премьер.
Причем квалификация и профессионализм губернаторов оказались поистине разносторонними. В частности, Имерети возглавит командующий Восточного командования сухопутных войск, бригадный генерал Шавлего Табатадзе, который всего неделю назад руководил многонациональными учениями «Достойный партнер». Как иронично подметили в оппозиции, за успешно проведенные маневры был пожалован губернией. Один из лидеров «Единого национального движения» Роман Гоциридзе заявил об опасной тенденции назначения силовиков, пусть и бывших, государственными поверенными:
«Можно сказать, что регионами теперь управляют ОДР – офицеры действующего резерва. Большинство из них, так или иначе, связаны с силовыми структурами. И это управление отныне будет зависеть от того, что им скажет СГБ или другая силовая структура. И, естественно, они будут действовать исходя из интересов конкретных людей. В частности, Бидзины Иванишвили».
Сам Шавлего Табатадзе на вопрос о том, почему оставил военную карьеру ради политической, заявил: не важно, где, главное, как служить своей родине:
«Регион Имерети для меня не чужой. Я сам из Имерети и служил там. Так что я уверен, что смогу сделать многое для того, чтобы улучшить жизнь людей. И начну я с установления коммуникации с муниципалитетами и местными жителями. Я думаю, что важно не то, где ты служишь – в военной сфере или гражданской. Важно то, как ты служишь».
Помимо Табатадзе силовик достался и жителям Самцхе-Джавахети. Руководить регионом отныне будет бывший замминистра внутренних дел Бесик Амиранашвили. Экс-руководитель департамента координации с регионами Министерства окружающей среды и сельского хозяйства Грузии Шалва Кереселидзе возглавит Мцхета-Мтианети. Губернатором Квемо Картли стал бывший заместитель министра по делам беженцев, расселению и вынужденно перемещенных лиц Шота Рехвиашвили. Шида Картли будет управлять Георгий Ходжеванишвили, до этого работавший в руководстве компании мобильной связи Magticom. А губернатором региона Самегрело-Земо Сванети стал Александр Моцерелия, до последнего времени занимавшийся бизнес-проектами в сфере сельского хозяйства. Вместо скоропостижно ушедшего с должности Мераба Чануквадзе, проблемами Гурии займется общественный деятель Зураб Насарая.
Критику оппозиции, утверждающей, что регионы возглавили лица, по большей части связанные со Службой госбезопасности и преданные лично Бидзине Иванишвили, в правящей партии отвергают. А что касается их политических взглядов, по словам спикера парламента Ираклия Кобахидзе, лояльность новых губернаторов предусмотрена законом:
«Губернатор является частью политической команды, это четко прописано в законе. Так что политическая лояльность – один из критериев при выборе кандидатуры на эту должность».
Наблюдатели, впрочем, отмечают: если политическая лояльность прописана в законе, то каким образом тогда под это определение мог попасть до последнего времени кадровый военный Табатадзе, ведь устав вооруженных сил прямо запрещает офицерам проявлять политические предпочтения.