Нынче в Абхазии с надрывом обсуждают отставку вице-президента Виталия Габния, о которой он заявил 22 августа. Кончено, инцидент с вице-президентом красноречиво говорит о состоянии нашего общества, правоохранительной системы и еще о многом другом. Но надо отметить, что сам факт отставки не является чем-то из ряда вон выходящим. Учитывая число вице-президентов, ушедших в отставку, можно говорить уже о политической традиции. На поверку оказывается, что не было ни одного президента Абхазии, которого бы не покинул вице-президент. И, как повелось, происходило это незадолго до выборов.
Чтобы не быть голословной, приведу хронику отставок наших вице- с первого по четвертый. Столько было у нас и президентов.
Итак, в 2004 году первый президент Абхазии Владислав Ардзинба отстранил от должности вице-президента Валерия Аршба, обвинив его, как сообщала пресс-служба главы государства, в поддержке государственного переворота. «Вице-президент Валерий Аршба в открытую поддержал государственный переворот, совершенный сторонниками Сергея Багапш, тем самым нарушив законодательство Республики Абхазия», – говорилось в заявлении пресс-службы президента Владислава Ардзинба 17 ноября 2004 года.
Your browser doesn’t support HTML5
В мае 2009 года подал в отставку с поста вице-президента Рауль Хаджимба, который баллотировался на повторных выборах в январе 2005 года в тандеме с Сергеем Багапш. А в декабре 2013 года подал в отставку с поста вице-президента Михаил Логуа, баллотировавшийся после смерти Багапш в паре с Александром Анкваб. Логуа ушел достаточно тихо, сославшись на плохое здоровье. Нынешний август ознаменован отставкой вице-президента Виталия Габния, который был и, как сам заявляет, остается соратником Хаджимба.
У всех отставок есть некоторые различия, но суть, на самом деле, в том, что существование поста вице-президента, которому в Конституции Абхазии посвящена одна статья, продиктовано отнюдь не государственной необходимостью.
Что такое пост вице-президента и кому он нужен? Он не несет никакой функциональной нагрузки и существует на случай отпуска, болезни или смерти президента. Если глава государства находится в добром здравии, то вице-президент выполняет «отдельные поручения президента». На мой взгляд, сама формулировка содержит в себе некий уничижительный смысл – пройти выборы, чтобы стать мальчиком на побегушках в ранге второго лица в стране, согласитесь, не очень большая честь.
В том-то и дело, что пост вице-президента нужен только кандидату в президенты, так как позволяет собрать большее количество голосов на выборах – если повезет, то в два раза большее. Чаще всего должность президента и вице-президента делят между собой представители двух районов страны. Если кандидат в президенты – выходец из Абжуйскую Абхазию, то вице-президент представляет Бзыбскую, и наоборот. Поэтому вице-президент, который дал президенту энное количество голосов, осознавая свою значимость, рассчитывает на часть власти. А на деле оказывается, что в его функции входят лишь никак не обозначенные «отдельные поручения президента» и полное забвение.
К концу президентского срока обычно у вице-президентов закачивается терпение, и они либо начинают играть «свою игру», либо вообще выходят из игры. Чаще, конечно, первое. И еще интересная деталь, подтверждающая бессмысленность существования данной должности: за четверть века я видела людей, которые не единожды баллотировались на пост президента, но ни разу не видела людей, которые бы баллотировались на пост вице-президента во второй раз.
На мой взгляд, должность вице-президента – это один из способов «развода» электората, позволяющий собрать голоса разных людей, часто и не поддерживающих фигуру первого лица в государстве, но испытывающих симпатии ко второй фигуре по принципу районному или родственному. А это значит, что у нас, у налогоплательщиков, нет никакой реальной надобности в этой должности. И теперь, когда Габния подал в отставку, вместо того чтобы исходить злобой, надо поприветствовать шаг очередного вице-, подавшего в отставку, и использовать его поступок как четвертый прецедент, дающий основание ставить вопрос о внесении поправок в Конституцию и ликвидации данной должности.
Что касается обращения Виталия Габния, то надо бы спросить у прокуратуры, является ли заявление должностного лица, публично рассказавшего о происшествии, достаточным поводом для правоохранителей завести уголовное дело на человека, совершившего посягательство на вице-президента?»
Если и этого недостаточно, то можно с высокой долей вероятности говорить о том, что завтра или послезавтра это повторится, бокалы начнут бить на головах других должностных лиц, в том числе и правоохранителей.
Если есть государство, то оно должно реагировать на правонарушения, если нет, то возникает вопрос: зачем мы содержим правоохранительные органы, нам что, некуда деньги девать?
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции