Сегодня в Цхинвале торжественно открыли новое здание Государственного театра им. Коста Хетагурова. К артистам и гостям обратился президент республики Анатолий Бибилов. Мероприятие продолжилось музыкальным представлением. Церемония открытия приурочена к десятилетию признания Россией независимости Южной Осетии.
Здание Государственного театра Южной Осетии построили еще в 1931 году, и долгое время оно, как это было принято в советские времена, называлось «Домом культуры колхозника». Первую постановку представили зрителю сразу после открытия, 29 июля того же года. История театра исчисляется именно с этой даты.
Было ли это архитектурное сооружение чем-то уникальным? Вряд ли, но для жителей Цхинвала все это время театр был олицетворением культуры, духа города, его визитной карточкой. Когда в 2005 году в здании Госдрамтеатра случился пожар, в республике объявили народный сбор средств на его восстановление, хотя на что они были потрачены, остается вопросом до сих пор.
Your browser doesn’t support HTML5
Кардинально перестроить здание решили в 2006 году, когда по просьбе руководства республики правительство Москвы поручило разработать проект по строительству нового сооружения. Размах и задумка архитекторов тогда шокировали общественность, ведь, судя по проекту, здание должно было занять пространство между двумя центральными улицами города и уничтожить небольшой прилегающий к театру парк. После возмущения граждан проект был изменен. Окончательный вариант, после многочисленных обсуждений, скандалов, поправок, был представлен уже после августовской войны, а в 2014 году наконец приступили к его восстановлению.
На строительство театра из российского бюджета выделили более 1,3 млрд рублей. Здание обещали сдать к концу 2017 года. Как говорится в распространенном сегодня сообщении пресс-службы Министерства строительства, «из-за низких темпов строительных работ и в связи с рекомендациями Министерства культуры республики относительно механики сцены, стилистического и художественного оформления зала сроки сдачи несколько раз сдвигались».
Последний «стилистический» скандал разгорелся после появления в росписи театра нетрадиционного образа осетинского небожителя Уастырджы, которого североосетинские художники изобразили в образе молодого святого, одетого в характерные для русского фольклора красные сапоги.
Но страсти улеглись, и театральная труппа из 40 человек, которая все эти годы ютилась в помещении «Совпрофа», спустя 13 лет обрела новый-старый дом.
Тамерлан Дзуццев – художественный руководитель и режиссер Государственного драматического театра в беседе с «Эхом Кавказа» говорит, что «плоды события, которое произошло сегодня, мы будет пожинать еще несколько столетий»:
«Дан старт новой жизни для нашего театра, в котором, можно сказать, все предусмотрено для того, чтобы мы работали на благо зрителя и над самосовершенствованием нашей культуры в целом. И я думаю, это событие послужит большим рывком, станет большим прогрессом в искусстве Южной Осетии, также всего Кавказа и мира».
«Когда театр только начали строить, я участвовал в церемонии закладывания капсулы в его фундамент, у меня появились слезы на глазах», – делится с «Эхом Кавказа» и актер Госдрамтеатра Григорий Мамиев. Он говорит, что надеялся на то, что пусть и через восемь-десять лет, но театр обязательно достроят:
«Но оказалось, что прошло четыре года, и сегодня это было настолько волнительное событие не только для актеров, но для всех будущих зрителей, которые тоже собрались. Это грандиозное событие, и я думаю, что в новом, XXI веке - это самое яркое событие в культурной жизни нашей республики. На самом деле это круто. Все очень хорошо сделано, и дай бог, чтобы мы там сыграли много спектаклей, показывали много-много разных и премьер, и концертов. В здании все на высшем уровне: каждому артисту по гримерке (улыбается), сцена фантастическая, она может ходить туда-сюда, налево, направо, вниз-вверх. Очень крутой свет».
Это хорошая мотивация для всего коллектива, говорит Григорий Мамиев, ведь комфортные условия вдохновляют и дают стимул для творчества. Просторный, оснащенный театр, по словам режиссера Тамерлана Дзуццева, дает возможность обновления актерского состава:
«Новая кровь не шла сюда больше из-за того, что негде было работать и не было условий для работы. В данный момент все условия для этого созданы».
Площадь нового восстановленного Госдрамтеатра увеличилась и составляет шесть тысяч квадратных метров. А внешний вид здания дополнили необычным фонтаном, который построили на месте старого, подаренного в советские времена аджарским народом.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия