Она улетела, но обещала вернуться… когда-нибудь. С букетом цветов канцлер Германии Ангела Меркель взошла по трапу своего самолета и отправилась продолжать свое южнокавказское турне. А в Грузии тем временем подводят итоги визита одного из влиятельнейших политиков мира.
Канцлер улетела, но успела воочию убедиться в том, что Грузия продолжает терять территории в результате действий Москвы и подконтрольных ей правительств в Цхинвали и Сухуми. В Тбилиси считают это пусть небольшой, но победой. Как заявил глава МИД страны Давид Залкалиани, сегодняшнее посещение канцлером линии оккупации – четкий сигнал того, что Берлин полностью поддерживает Тбилиси в вопросе территориальной целостности:
«Хочу особо отметить поездку госпожи Меркель к линии оккупации, что также является подтверждением того, что Германия поддерживает территориальную целостность и суверенитет Грузии. Канцлер заявила, что существующая несправедливость недопустима и так не должно продолжаться, нужно сделать шаги, чтобы произошла деоккупация территорий, и чтобы вопрос Грузии постоянно был в повестке дня международного сообщества».
Your browser doesn’t support HTML5
Поездку сначала не афишировали, но информация все же просочилась в прессу. Журналисты следили за ней с особым вниманием. Каждый шаг и жест канцлера фиксировался – то, как она, прибыв в село Одзиси, расположенное в непосредственной близости к разделительной линии, общалась с представителями европейских наблюдателей, а затем с дороги, с которой хорошо видна российская база, в бинокль наблюдала за тем, что происходит на военном объекте. Даже в том, что на канцлере был надет зеленый пиджак, грузинские журналисты усмотрели глубокий смысл – именно он был на Ангеле Меркель неделю назад, когда она встречалась с Владимиром Путиным.
Но, что самое главное, из уст немецкого канцлера Грузия все же дождалась слова «оккупация». Только это оказалось заслугой не политиков или журналистов, а студента. Незадолго до поездки в Одзиси Ангела Меркель провела встречу в Тбилисском государственном университете, в ходе которой, отвечая на вопрос одного из учащихся ТГУ, заявила, что Абхазия и Южная Осетия являются неотъемлемой частью Грузии:
«Это оккупированные территории – это мой комментарий. Я сказала, что это оккупация, это занятые территории, 20%. И это является большой, грубой несправедливостью. Вчера я сказала, что территориальная целостность – предусловие... Я говорила, кстати, про границы Украины, под чем априори подразумеваются и государственные границы Грузии. Абхазия и Южная Осетия – неотъемлемая часть Грузии».
Задавший вопрос докторант Константин Шубитидзе тут же стал медийным героем. Сам он считает, что для страны было очень важно, чтобы термин «оккупация» из уст немецкого канцлера все же прозвучал:
«Для меня, как для гражданина Грузии, очень важно, что термин «оккупация» был произнесен, особенно таким влиятельным политиком, каким является Ангела Меркель – руководитель Германии. И чтобы они дали четкую оценку тому, что произошло в Грузии в отношении вопроса Абхазии и Южной Осетии».
В целом, общаясь со студентами, канцлер была куда более открытой, нежели в первый день визита – в ходе официальной его части. Не стала Ангела Меркель и уходить от ответов на трудные вопросы. Напротив, прямо обозначила позицию Германии по вопросу евроатлантических устремлений Грузии:
«Мы должны быть честными – я не вижу скорого вступления Грузии в НАТО, именно в контексте вопроса Абхазии и Южной Осетии, по моему мнению, мы не можем говорить о быстром членстве. Такова позиция Германии, она такой останется. Я хочу очень открыто сказать вам, что рада и поддерживаю европейские амбиции Грузии, поэтому есть соглашения об ассоциации и свободной торговле, но со стороны Европы мы не можем дать вам быстрых и поспешных обещаний».
Что же касается внезапной искренности и даже некоторой доброжелательности главы германского кабмина, проявившейся в ходе встречи со студентами, то некоторые наблюдатели связали это с культурной программой, которую высокой гостье устроили накануне вечером.
Ангелу Меркель покатали на фуникулере, вкусно накормили в ресторане с прекрасным видом на город и угостили редким сортом вина. Разоткровенничавшись, канцлер поведала о своем первом визите в Грузию – произошло это аж в 80-х годах прошлого века. Тогда, по ее собственному признанию, очарованная красотой в то время еще советской республики, она нарушила установленные сроки пребывания в СССР для жителей Европы. Но была прощена местным милиционером:
«Могу сказать, что путешествие из Восточной Германии в Грузию, Азербайджан и Армению и тогда было очень приятным. Я была здесь в середине 80-х годов. Все это было полулегально. Помню, что транзит был разрешен, но оставаться в пределах страны можно было только 12 дней. Когда меня остановил грузинский полицейский, спросив, что я здесь делаю, я сказала, что мне здесь нравится, что здесь прекрасно и что, будучи очарованной всем этим, не успела покинуть Грузию в установленные сроки. Он в ту же секунду все понял и спросил, видела ли я в Тбилиси то или иное место, была ли я во Мцхета. Я призналась, что не успела. Тогда он сказал: не оставайся больше, чем положено, но все эти места посмотри. Я не стала говорить, что это невозможно, но… так уж все сложилось. Тогда у меня не было времени, но, к сожалению, и сейчас я не могу увидеть Мцхета».
Мцхета Ангела Меркель так и не увидела, зато полюбовалась грузинскими танцами в исполнении ансамбля «Сухишвили» и послушала знаменитое грузинское многоголосье. И не только послушала, но даже присоединилась.