Новый российский посол в Абхазии Алексей Двинянин только приступил к своим обязанностям. Он рассказал о том, как он оценивает текущие отношения России и Абхазии.
Анаид Гогорян: Господин посол, десять лет назад, в 2008 году, после пятидневной войны в Южной Осетии Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, были установлены дипломатические отношения. Как заявил в одном из интервью первый посол Российской Федерации в Абхазии Семен Григорьев, рано или поздно на смену конфетно-букетному периоду в отношениях двух стран должен был прийти период будней и рутины. Как сейчас развиваются российско-абхазские отношения?
Алексей Двинянин: Добрый день, уважаемые слушатели, в целом я согласен с моим предшественником, господином Григорьевым, что конфетно-букетный период – вы знаете, в дипломатии любят такие броские фразы – наверное, уже закончился. Я бы назвал нынешний период развитием делового союзничества и стратегического партнерства, что, собственно, и было зафиксировано в 2014 году подписанием руководителями наших государств договора о союзничестве и стратегическом партнерстве. В любом случае, наши отношения с Республикой Абхазия развиваются по восходящей, есть определенные сложности, но мы совместно стараемся их разрешать.
Your browser doesn’t support HTML5
А. Г.: Вы приступили к дипломатической работе в Абхазии несколько месяцев тому назад. Есть ли сложности в вашей работе, какой характер они носят?
А. Д.: По большому счету сложностей в работе у меня нет, потому что Республика Абхазия – дружественное государство Российской Федерации, наш стратегический партнер, союзник на Южной Кавказе, поэтому в политическом плане сложности за три месяца моей работы не возникли. Другое дело, если быть откровенным, ранее я занимался вопросами военно-стратегического характера в региональном разрезе, а теперь мне приходится вдаваться в детали наших социальных, экономических, трудовых отношений. Это для меня просто персональные сложности. Но они, надеюсь, носят временный характер, поскольку нужно, конечно, узнать все детали взаимоотношений между нашими государствами. Но, повторюсь, сложностей в отношениях между друзьями не бывает.
А. Г.: Работа российско-абхазской госкомиссии по демаркации и делимитации границы была временно приостановлена в канун Олимпиады 2014 года. На какой стадии процесс сегодня?
А. Д.: Вы правы, что комиссия по демаркации и делимитации приостановлена. Приостановлена она сегодня, я не хочу возлагать вину на какую-либо из сторон, хочу лишь сказать о том, что в одну из первых недель своего пребывания я посетил председателя Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия господина Кварчия, который является одновременно председателем комиссии с абхазской стороны. Мы обсудили с ним вопрос возобновления как можно более скорой (работы) этой комиссии. Я считаю, что у нас, в принципе, неурегулированным остается вопрос лишь одного села Аибга. Для стратегических партнеров это не должно являться препятствием. Поэтому я думаю, что при взаимной политической воле с обеих сторон этот вопрос можно будет быстро разрешить и тем самым подписать договор.
А. Г.: Ведутся ли в настоящий момент какие-то переговоры о передвижении товаров из России в Грузию через территорию Абхазии с грузинской и абхазской сторонами? Как вы оцениваете перспективы транзита?
А. Д.: Я по своей должности не вправе говорить о том, ведутся ли какие-либо переговоры с грузинской стороной, знаю, что Швейцария выступает посредником в данном вопросе. В свое время в 2011 году было подписано соответствующее российско-грузинское соглашение о мониторинге и таможенном передвижении товаров. Насколько мне известно, грузины не до конца выполнили свои обязательства перед швейцарской стороной. С абхазской стороной переговоры мы не ведем, поскольку данное соглашение, об этом говорилось в комментарии Посольства РФ в РА приблизительно два месяца тому назад, интересы Сухума никак не затрагиваются. Перспективы транзита я на данном моменте оцениваю достаточно пессимистично, поскольку практически через территорию Абхазии из России в Грузию, либо наоборот, никаких товаров не поступает.
А. Г.: Абхазский политик Сергей Шамба недавно в одном из интервью заявил, что «приходит время, когда нужно налаживать отношения. Я думаю, что сейчас можно начать такой диалог с Грузией». Как вы прокомментируете это предложение?
А. Д.: К сожалению, я не видел интервью уважаемого Сергея Мироновича Шамба, с которым я давно знаком, к которому отношусь с большим уважением, поскольку мы вместе с ним начинали процесс Женевских дискуссий в 2008 году, в октябре. Но в целом у меня такое впечатление, что данная фраза несколько выдернута из контекста, хотелось бы понять, что имел в виду Сергей Миронович под диалогом с Грузией. Россия всегда выступала за то, что и Абхазии, и Южной Осетии нужно устанавливать добрососедские отношения с Грузией, но именно в межгосударственном русле. Это самое главное. Я считаю, что если господин Шамба имел в виду, что диалог с Грузией будет происходить на равной основе, как суверенных, независимых государств, то, конечно, такое время пришло давно.
А. Г.: Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия от 17 сентября 2008 года предусматривает, что между Россией и Абхазией будет подписано отдельное соглашение о двойном гражданстве. В декабре 2017 года состоялись российско-абхазские консультации на уровне экспертов по обсуждению проекта соглашения. Скажите, на какой стадии находятся стороны, когда соглашение будет подписано и что оно будет подразумевать?
А. Д.: Вы знаете, вопросы двойного гражданства в любой стране являются достаточно сложными с юридической точки зрения. Насколько мне известно, в настоящее время у Российской Федерации подписано единственное соглашение о двойном гражданстве с Таджикистаном. Мы, действительно, долгое время ведем переговоры с представителями Республики Абхазия по заключению такого соглашения. Однако оно тесно связано с тем, что в договоре о союзничестве и стратегическом партнерстве 2014 года, где было предусмотрено, что мы заключим соглашение отдельное об упрощении процедур о приобретении гражданами Республики Абхазия гражданства Российской Федерации, будет именно прописано в положении о подписании соглашения о двойном гражданстве. Другими словами мы в 2008 году несколько забежали вперед, а в 2014 году наши эксперты правовые, консульские эксперты, проработав этот вопрос, поняли, что сначала нам нужно будет заключить договор о том, чтобы сначала урегулировать вопросы приобретения гражданами Абхазии российского гражданства в упрощенном порядке, и, естественно, вы понимаете, что этот процесс не может быть односторонним, то есть здесь связано очень много деликатных вещей, часть из которых относится к Конституции РА, законодательству РА, в частности, в отношении недвижимости. Переговоры продолжаются, поэтому назвать конкретные даты, когда будет подписано первое, либо второе соглашение, мне сказать сложно, но я хотел бы отметить, что, в принципе, у обеих сторон - и у Москвы, и у Сухума – есть понимание того, чтобы согласовать в нужное время, когда будет готово общество обеих стран к этому, отдельные положения статьи обоих соглашений и подписать их. Я хочу лишь отметить, что, в частности, есть определенные сложности в статье о прекращении российского гражданства, в данном случае, у граждан Республики Абхазия, в случае приобретения гражданства третьих государств, поскольку это противоречит конституционным принципам допустимости произвольного лишь гражданства Российской Федерации, что в свою очередь является частью Конституции РФ. И это, конечно, серьезный вопрос, который требует основательной проработки юридическими экспертами. А политических проблем я не вижу.
А. Г.: Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве от 24 ноября 2014 года предусматривает, что Российская Федерация примет дополнительные меры, направленные на упрощение процедур приобретения гражданами Республики Абхазия гражданства Российской Федерации. Статья 13 была включена в договор для того, чтобы возобновить процесс приобретения гражданами Абхазии российского гражданства в упрощенном порядке, который был приостановлен в 2008 году после признания независимости Абхазии и установления дипотношений. Когда будет реализована данная статья?
А. Д.: Речь идет о том, что если мы подписываем договор о двойном гражданстве или сначала об упрощенном приобретении российского гражданства жителями Абхазии, то может теоретически возникнуть вопрос, что кто-то из граждан Абхазии может произвольно получить гражданство третьего государства. Это войдет в противоречие с положениями Конституции России. Я, честно говоря, не вижу проблем, и, уже находясь здесь три месяца, в дружелюбной Республике Апсны, знаю, что наш консульский отдел, в принципе, без проблем предоставляет российское гражданство гражданам Абхазии на общих основаниях. Поэтому больших проблем пока не возникает. Но те вопросы, которые вы задали… Переговоры продолжаются, я думаю, что у нас не за горами подписание.
А. Г.: Вызывают нарекания у жителей республики, у российских туристов очереди на КПП «Псоу». Какие меры предпринимаются, чтобы изменить ситуацию?
А. Д.: Мне самому раз в месяц как минимум приходится пересекать КПП, как мы его правильно называем «Международный автомобильный пункт пропуска «Адлер-Псоу» Буквально 20 августа у нас прошло совещание на КПП «Адлер-Псоу» с руководством пограничной службы Российской Федерации, с представителями Совета безопасности РА, Российской Федерации. Мы констатировали, во-первых, что за последнее время было увеличено вдвое количество полос и контрольных кабинок, с 10 до 20, то есть вдвое. Первая мера очень серьезная, которая позволила снять напряженность, которая существовала вначале лета этого года. Во-вторых, продолжаются работы по расширению инфраструктуры этого пункта пропуска с российской стороны. В-третьих, мы ведем достаточно результативные консультации между министерствами транспорта наших стран по облегчению прохождения автобусов с туристами по этому пункту пропуска. Признаюсь, большая часть проблем была связана с чемпионатом мира по футболу, вы знаете, что на стадионе «Фишт» в Сочи проходили матчи, и это, конечно, принесло дополнительные сложности в работу этого международного пункта пропуска. Но по итогам совещания 20 августа мы констатировали, что основная часть проблем снята, у нас есть перспективы по дальнейшему облегчению, я думаю, что достаточно быстро вопрос о прохождении и обычными туристами, будь то на автобусах или личных автомобилях, либо в пешем порядке, будет занимать не более 5-10 минут.
А. Г.: Интервью мы записываем накануне знаменательной даты, десятилетия признания Абхазии Российской Федерацией. Что бы вы хотели пожелать жителям Абхазии?
А. Д.: Действительно, наше интервью происходит буквально накануне десятилетия признания независимости Республики Абхазия Российской Федерацией. Буквально с сегодняшнего дня в вашу гостеприимную республику начинают прибывать высокопоставленные гости, делегации Федерального Собрания, Министерства иностранных дел РФ. Я, как новый посол Российской Федерации в Республике Абхазия, хотел бы пожелать, чтобы эта дата признания стала бы, вы знаете, своего рода точкой отсчета в становлении подлинной государственности, независимости Республики Абхазия с точки зрения самого широкого числа государств. Народу Абхазии я хочу пожелать благополучия, доброго здоровья и, конечно, стабильности! За безопасность вы можете не беспокоиться, я считаю, что военно-политическая сфера – это одна из тех областей, где между Россией и Абхазией достигнуты самые значимые результаты.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия