Сегодня в Абхазии четвертый подряд выходной день. Ибо уже четвертый год, начиная с 2014-го, православный день Успения Пресвятой Богородицы 28 августа отмечается в республике как праздничный нерабочий день. Зато грядущая суббота 1 сентября объявлена рабочим днем (за счет лишнего выходного весной, сделанного таковым с целью не «разрывать» несколько выходных) – чтобы начало учебного года пришлось на первый день осени, 1 сентября.
Что касается сегодняшнего 28 августа, то «причисление» к выходным этого православного праздника в общем-то не первого ряда, никого в абхазском обществе не удивило. Поскольку в Абхазии Успение Богородицы, или Нанхуа, (Моление Матери Божьей, Анане по-абхазски) – исстари один из самых почитаемых праздников. Абхазы считают, что страна находится под покровительством Богоматери.
Успение Пресвятой Богородицы завершает годичный круг великих (двунадесятых) православных церковных праздников. По преданию, архангел оповестил Пресвятую Богородицу о том, что время ее земной жизни подходит к концу. А когда настал час ее успения (смерти), Спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее с собой. По преданию, Богородица знала о времени своего перехода из этого мира, готовилась к нему постом и усиленной молитвой – в воспоминание этого поста и установлен в церкви Успенский пост.
Your browser doesn’t support HTML5
Моя покойная тетя, ушедшая в мир иной аккурат 12 лет назад, наверняка имела смутное представление обо всем, что изложено в предыдущем абзаце. Но она твердо знала всю свою жизнь, что 28 августа должна накрыть хоть небольшой «стольчик», как она говорила на русском, с домашней курицей, вареной кукурузой, фруктами и прочим и зажечь свечку в память ушедших из жизни родных. Это было непреложное правило; и в самые глухие атеистические, и в самые тяжелые, полуголодные послевоенные годы она ни разу его ни нарушила. Накрыв на стол, она открывала двери квартиры. Пока горела свеча, никто не должен разговаривать и выходить из комнаты. Когда свеча гасла, члены семьи приступали к трапезе и хозяин первым поднимал стакан вина…
Некоторые ученые однозначно считают, что традиция в Абхазии накрывать 28 августа столы с плодами сезонного урожая и зажигать свечи связана с поминовением умерших родственников и только совпадает с христианским праздником Успения Пресвятой Богородицы.
Вчера по установившейся в нынешнем году привычке мы с семьей рано утром, от семи до девяти, проводили время на пляже в районе Маяка, где самое чистое море в Сухуме, и меня шутливо спросили: «Ну что, будем завтра накрывать стол в честь Нанхуа? А то твоя тетя тебе приснится и заругает». «Да, конечно, будем, – ответил я, – как иначе?» И по дороге домой мы заехали на утренний рынок и купили большого петуха с очень красивым оперением (жалко было резать, но что поделаешь), кукурузу, помидоры и огурцы, персики, нектарин, инжир, виноград, сливы… А сегодня на том же пляже купили у рыбаков (в эти дни прямо у берега идут косяки пеламиды и ставриды, и каждое утро до десятка рыбацких лодок покачиваются на воде метрах в ста от береговой линии) два кило свежевыловленной рыбы. Ну, и про арбуз и дыню не забыли.
Конечно, в каждой семье накрывали сегодняшний стол по-своему, хотя обязательные атрибуты были везде. Ну, и большинство делало это в селах, где у них сохранились родовые очаги. Некоторые жгли костры, как кто-то вчера вечером у нас во дворе соседней пятиэтажки, с помощью которых наши предки отпугивали злые силы.
А в дополнение нынче мне хочется рассказать еще вот о чем. На днях в абхазском сегменте соцсети «Фейсбук» огромную популярность вызвал снимок, выложенный главой Священной Митрополии Абхазии архимандритом о. Дорофеем (Дбаром). На нем он, широко улыбающийся, в широкополой шляпе сидит в салоне автомашины рядом с главой Абхазской православной церкви (Сухумской и Пицундской епархии) иереем о. Виссарионом (Аплиаа), который тоже добродушно улыбается в седую бороду. А подпись к снимку такая: «Везу о. Виссариона к храму св. Георгия в с. Анхуа. Один раз можно себе позволить селфи. 23 августа 2018 г.».
Надо ли говорить о том, что этот снимок, воспринятый как свидетельство налаживания отношений между двумя группами абхазских клириков, находящихся уже лет 13 в открытом противостоянии друг другу, вызвал шквал одобрительных откликов – около тысячи лайков и почти полтораста комментариев. Приведу некоторые: «Слава тебе, Господи!» (очень типичный, не раз повторявшийся в вариациях); «Это чудесный пример для всего нашего общества. Спасибо вам за мудрость. Значит, и у нас все наладится»; «Приятно вас видеть вместе! Храни вас Господь! С праздником!»; «Всегда неприязненно относился к этим селфи-палкам, но соглашусь: порой они очень нужны»; «Душа возрадовалась!»; «Это фото надо поместить на баннерах!» Было много аналогичных комментариев на абхазском языке.
Будем реалистами: пока еще ничего не произошло, это фото – просто, скажем так, лучик надежды. Более того, вскоре после первого раскола между упомянутыми группами клириков было, казалось, достигнуто соглашение и заключен мир, но он оказался весьма недолговечным… И тем не менее хочется верить. А еще невольно обратил внимание на то, как велик, выясняется, запрос в абхазском обществе на согласие, как оно востребовано. И как интернет-пользователи тут же проецируют это согласие, даже точнее – возникшую надежду на согласие – на политические реалии Абхазии.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия