В разных городах Грузии сегодня, 30 августа, отмечали Международный день жертв насильственных исчезновений. В Тбилиси к этому дню была приурочена фотовыставка с названием «Не забывай меня». Организатор мероприятия – грузинская делегация Международного комитета Красного Креста (МККК).
Наргиза Квателадзе, сухумчанка, перечисляет своих родственников, бежавших во время войны из Сухуми через Сванетию, которые так и не добрались до безопасного для их жизни места. Их останки до сих пор не найдены, предположительно, они находились в вертолете, который потерпел крушение в окрестностях села Сакени:
«Моя беременная невестка, полуторагодовалый племянник, две мои сестры и их двое детей – все пропали без вести. Моей матери не было с ними. Маму убили дома (в Сухуми), пытали, а потом сожгли. Вместе с мамой сожгли еще пятерых. 25 лет мы их ищем. Предоставили информацию Красному Кресту. В открытых захоронениях пока их не оказалось, а я все жду, до сих пор жду».
Your browser doesn’t support HTML5
Спустя четверть века она, не сдерживая слез, хочет, чтобы ее слова были услышаны:
«Может, дойдут мои слова благодарности до того, кто угостил тогда, как мне рассказали, моих родственников горячим чаем, картошкой, еще какой-то едой, чтобы они не умерли от голода. Они не спаслись, но все равно, всем, кто помог чем-то моим и другим людям, – большое спасибо».
Наргиза ждет от властей, что они установят в Тбилиси мемориал в память без вести пропавших, чтобы было куда-то прийти и положить цветы. Ее история в фотографиях была включена в фотовыставку с названием «Не забывай меня», которую к сегодняшнему дню приурочило представительство МККК в Грузии.
В организации отмечают, что в Тбилиси проживает более 850 семей без вести пропавших людей. Точной статистики не существует, отмечает представитель международной организации Софио Элизбаришвили и называет те цифры, которыми располагает МККК:
«В результате вооруженных конфликтов в 90-е годы прошлого века и 2008 года до сих пор без вести пропавшими считаются более 2400 человек. С 2010 года МККК смог обнаружить 415 останков. Из них 155 уже идентифицированы и переданы семьям. Поиск продолжается».
«И сейчас ведутся в Абхазии раскопки, – уточняет глава департамента по коммуникациям МККК Майя Кардава, – мы это называем сезоном раскопок, они начинаются в мае и завершатся 15 сентября. Обнаружены новые останки, но процесс опознания впереди».
По словам Майи Кардава, как и во многих странах мира, в грузинском законодательстве нет правового статуса без вести пропавшего человека, и желательно, чтобы правительство Грузии позаботилось об этом так же, как и о нуждах других людей, потерявших бесследно своих родственников.
И опять остается в силе обращения МККК к лицам, которые могут владеть какой-либо информацией о захоронениях:
«Когда мы обращаемся к людям с просьбой поделиться информацией, мы там же говорим, что МККК ни в коем случае эту информацию не использует во время общения со следственными структурами. Конфиденциальность источника, его личные данные защищены стопроцентной гарантией».
Майя Кардава именно с нейтральностью и исключительно гуманитарной миссией организации связывает тот факт, что спустя годы грузины, абхазы и осетины под эгидой МККК сотрудничают в вопросе поиска людей, пропавших в ходе вооруженных конфликтов.