Мечтающий хватается за иллюзию

Виталий Шария

Есть, как известно, так называемые комедии положений, когда сюжет строится на то и дело возникающих недоразумениях между героями. Об этом мне подумалось при знакомстве с реакцией части грузинской общественности на некоторые недавние высказывания известного абхазского общественно-политического деятеля, ныне председателя партии «Единая Абхазия» Сергея Шамба.

Началось все с его интервью 13 августа на радио «Эхо Москвы», данное им по скайпу ведущим программы «Разбор полета» Станиславу Крючкову и Марине Максимовой. В этом большом интервью, где затрагивались самые разные темы, воодушевление у многих в грузинской аудитории вызвали его слова в завершающей части беседы о необходимости диалога между абхазской и грузинской сторонами, о том, что он не воспринимает всех грузин как врагов… И вот, хоть мнения в грузинском экспертном сообществе разделись, в СМИ, тем не менее, замелькали заголовки типа «Оливковая ветвь Сергея Шамба». Возможно, сыграло роль то, что после свертывания в 2006 году после действий Саакашвили в верхней части Кодорского ущелья прямого грузино-абхазского переговорного процесса такие публичные заявления от абхазских политиков, как помнится, не звучали, но, в принципе, разве это не рассуждения любого вменяемого человека и политика?

Your browser doesn’t support HTML5

Мечтающий хватается за иллюзию

Не бывает (по крайней мере, не должно быть) вечной вражды между народами, эта вражда во вред им обоим. Другое дело, что абхазы убеждены: восстановление мира, согласия и сотрудничества между двумя нашими народами возможно только в случае осуществления абхазского национального проекта (независимость Абхазии), а грузины – грузинского национального проекта (восстановление территориальной целостности в границах Грузинской ССР и вертикальных отношений между Тбилиси и Сухумом). И когда на грузинской стороне слышат слово «диалог», это воспринимается почему-то как путь к постепенному осуществлению именно их проекта.

Но должен разочаровать воодушевившихся после интервью Шамба «Эху Москвы» грузинских политиков, политологов и просто интернет-пользователей. Не знаю, может, кто-то из них вообще не читал текст интервью, а кто-то, может, предпочел не заметить в нем то, что определенно не должно вызвать у них восторга. Например, вот это место: «В борьбе против Грузии, можно сказать, я был лидером. Однако я также первым начал разговор о том, что настало время как-нибудь начать диалог. Мы должны думать об общем будущем, так как мы соседние страны и судьба распорядилась существовать нам рядом друг с другом». Бывший председатель Народного форума Абхазии «Аидгылара» (в предвоенные годы), возглавлявший после грузино-абхазской войны и Министерство иностранных дел, и кабмин Абхазии, возможно, несколько преувеличил свою личную роль, но то, что он был одним из реалистично мыслящих абхазских политиков, которые не чурались публичных слов о необходимости налаживания отношений с Грузией и грузинами, – это факт. Главные же, ключевые слова, на которые надо обратить внимание в приведенной цитате – «мы соседние страны».

Дальше – больше. Отметив в ходе интервью, что приводимые обычно цифры количества грузинских беженцев из Абхазии сильно преувеличены, Шамба заявил, что тема их возвращения закрыта: «Это смысла нет обсуждать, потому что возвращение сюда беженцев и изменение демографической ситуации опять же сулят те же опасности, которые у нас были на протяжении всего советского периода». По-моему, яснее быть не может.

Но на этой неделе в пылу внутриполитической борьбы на совместном заседании представителей оппозиционных сил в Абхазии Сергей Шамба произнес слова, вскоре растиражированные зарубежными СМИ и еще больше воодушевившие «воодушевленных» в Тбилиси: «Завтра нас ждет трагедия большая, такая же, как в XIX веке была, когда мы все потеряли. Опять мы все потеряем. А потом встанем на колени и будем просить или Грузию, или Россию принять нас в состав. Умолять будем. Вот этого мы хотим? Я этого не хочу».

Для ориентирующихся в абхазском внутриполитическом пространстве объективных наблюдателей очевидно, что «будем просить Грузию» – тут риторический прием, призванный убедить аудиторию в глубине кризиса в экономике, правопорядке и прочем, переживаемого сейчас Абхазией, и, конечно же, как реальный вариант развития событий это совершенно не рассматривается.

Но с каким энтузиазмом откликнулся на эти слова председатель парламента Грузии Ираклий Кобахидзе: «Мы услышали действительно интересные фразы, в том числе, господин Шамба признал то, о чем мы говорили в течение стольких лет. Вы знаете, какова степень независимости Абхазии и, соответственно, какой была степень ее независимости исторически. То, что мы доказывали в течение десятилетий, практически это признал сегодня Шамба, это очень существенно и интересно». Кобахидзе добавил: несмотря на то, что Российская Федерация создает искусственные барьеры, грузинская сторона будет принципиальна в своей политике по сближению двух народов.

А теперь самое время задаться вопросом: как были восприняты высказывания Сергея Шамба в абхазском обществе? Мне кажется, объективные наблюдатели, как бы они ни относились к нему как к политику, прекрасно понимают то, что я здесь изложил, и не собираются обвинять его в призыве «сдаться Грузии». Но очевидно, что эти высказывания не могли не стать инструментом во внутриполитической борьбе в Абхазии.

Вчера, рассказывая о пресс-конференции президента Абхазии Рауля Хаджимба, я привел его слова, когда он заговорил о своих политических оппонентах: «Как бы кому ни казалось, как бы это ни демонстрировали, что все плохо, как это говорит иногда Сергей Миронович (Шамба): «Потоп! Мы погибаем!»

Но на этом дело не закончилось. В самом конце пресс-конференции одна из журналисток попросила главу государства прокомментировать информацию о проведенных недавно учениях НАТО в Грузии. Хаджимба вполне, на мой взгляд, резонно удивился: «А что комментировать?» Далее он аргументировал свою реакцию так: «Ну, что делать? У них проводятся эти учения, мы проводим учения в контексте взаимодействия с российскими военными».

Но вопрос журналистки вызвал у него желание высказаться и на другую тему: «Вы знаете, удивительно, что у нас уже зазвучали голоса о том, что Грузия нам не враг, что нужно выстраивать отношения с этой страной. А кто, какой человек с той или этой стороны подписал документ о неприменении силы? Мы что, перестали понимать, что Грузия готова решать эти вопросы военным путем и возвращать «свои территории» якобы, как они их называют?»

И тут же он высказался уже о другом: «Просил бы не вводить в заблуждение наших людей. Когда говорят: «Мы должны выстраивать ассоциированные отношения с Россией»… Ассоциированные отношения – это формальный суверенитет. Мы что, хотим возвращения в прошлое?»

Имя Сергея Шамба на этот раз президентом не было произнесено, но вряд ли у кого-то в абхазском обществе остались сомнения в том, что подразумевался здесь именно он. Ведь идею об ассоциированных отношениях с Россией он не раз публично поддерживал.

Что касается неоправданного воодушевления, возникшего в грузинском обществе, этакой коллективной иллюзии, то мне тут вспомнился один коллега по работе в редакции в советские еще времена. Был такой известный в Абхазии фотокорреспондент Варужан Меликян. Жан, как его все называли, являлся, помимо прочего, большим любителей розыгрышей, тщательно продуманных и обставленных. И он не раз «делился секретами мастерства»: надо, мол, найти то, о чем человек или группа людей постоянно думают, мечтают, говорят. И когда именно эта тема возникнет вдруг перед ними в виде некоего письменного приглашения, телефонограммы и так далее, их уже можно «брать голыми руками»… Так вот, у Сергея Шамба не было, конечно, намерения никого в грузинском обществе разыгрывать, но так получилось, что его слова вызвали там у многих бурю позитивных эмоций и массу иллюзий, поскольку совпали с их сокровенными желаниями и мечтами.

Когда я уже написал изложенное выше, прочел вполне ожидаемое опубликованное сегодня заявление политсовета партии «Единая Абхазия». Привожу его небольшой текст с сохранением всех особенностей правописания:

«На своей пресс-конференции 30 августа президент Р. Хаджимба, явно имея в виду интервью председателя нашей партии С. Шамба для радио «Эхо Москвы», заявил: «некоторые говорят, что Грузия нам не враг...». Рауль Джумкович, в свойственной ему манере, вновь передергивает. Сергей Миронович сказал, что грузины нам не враги, а это разные вещи, для тех, кто понимает. Нормальный человек не может весь народ называть врагами. Даже Сталин разделял германский народ от фашистского руководства. Там же С.Шамба сказал, что разговор может быть между двумя государствами, судьбой предназначенными быть соседями. Более того он сказал, что у него есть друзья в Грузии. А как иначе? Каким должен быть человек, который учился в Тбилисском ВУЗе, там же в аспирантуре и не сумевший завести друзей? Это обращение относится не только к Президенту, но и ко всем квасным патриотам, которые в силу своего ограниченного интеллекта или желания набрать политические очки, хотят представить наш народ умственно ограниченным. На своей пресс-конференции, которая могла бы вызвать удивление у неподготовленного человека, сам Рауль Джумкович говорит о таких ура-патриотах, которые не понимают, что нужно решать вопрос о легализации трансграничной торговли. И сам же говорит о том, что отношения такие уже существуют. Однако мы народ подготовленный, правильно научились оценивать подобное общение президента с обществом. Не для кого уже не секрет, что власть и народ в нашей стране живут в разной реальности».

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции