Грузия в этом году отправит на «Оскар» фильм «Намме» режиссера Зазы Халваши. Специальная комиссия, созданная в Национальном киноцентре Грузии, выбрала «Намме» путем тайного голосования из шести картин.
«Намме» – фильм по мотивам грузинской мифологии. О женщине, ворожее, врачевавшей людей водой, режиссеру Зазе Халваши рассказывала еще его бабушка. А ей, вероятно, ее бабушка. В горном селе Аджарии, откуда они родом, верили, что целительница Намме действительно существовала.
«Я обдумывал эту картину много лет. Это история о девушке, которая пытается найти себя в этой жизни, найти, как обычный человек, как женщина, освободившись от образа ворожеи, некоего природного явления. Это человек, который лечит всех и вся, но сам при этом остается несчастным, и его образ сопровождал меня всегда».
Your browser doesn’t support HTML5
Заза Халваши говорит, что в его фильме главные роли сыграли непрофессиональные актеры. Он убежден, что это помогло создать ему более реалистичную картину мира, быть более убедительным:
«Ты не знаешь этих людей. А они не играют эти роли, а проживают их. Это их жизнь в тот момент. Непрофессиональный актер, скажем так, с поэтичными данными, кажется мне более интересным на экране, чем актер, которого люди привыкли видеть на экране».
Комиссия, состоящая из девяти человек, выбирала между шестью картинами. С «Намме» конкурировали «Дэдэ» Мариам Хачвани, «Хибула» Георгия Овашвили, «Горизонт» Тинатин Каджришвили, «Эквтиме – Божий человек» Николоза Хомасуридзе и «Гамлет» Георгия Мегрелишвили. Один из членов комиссии, режиссер Мамулия объясняет, почему свой голос от отдал именно «Намме»:
«У этого фильма есть свой стиль, свой язык, особая манера повествования. При этом все это – очень современно, кино не старо, не ретроградно по своей сути. Именно это делает его интересным».
Сейчас «Намме» предстоит включиться в т.н. оскаровскую кампанию, которая подразумевает продвижение картины, скажем так, работа над имиджем. Говорит Давид Вашадзе, глава департамента по международным отношениям Национального киноцентра.
«Это достаточно сложная задача: как преподнести фильм, каков должен быть основной «мессидж» на момент представления картины. Нам кажется, что у этого фильма достаточно хорошие шансы. Нужно сказать, что у него хорошая фестивальная история. Его премьера, например, состоялась в рамках кинофестиваля в Токио. Это фестиваль А-класса, один из важнейших в Азии. И после этого было еще много других фестивалей».
Многое зависит от того, как пройдет кампания, однако в целом «Оскар» – конкурс абсолютно непрогнозируемый, говорит режиссер Нана Джанелидзе, бывший руководить Национального киноцентра. Впрочем, о самой картине она отзывается очень тепло:
«Картина эта, безусловно, очень художественная, очень поэтичная, очень лиричная. Такая притча, которая заставляет нас задуматься. Она очень локальна, ввиду своего места (действия), но при этом масштабна, мудра: какие драгоценные качества мы теряем и как мы сами создаем мир, который нас поглотит. Таких картин очень мало сейчас. Она стоит особняком».
Всего в конкурсе за право стать номинантами в категории «лучший фильм на иностранном языке» будут участвовать около 90 картин. В декабре будет определен т.н. шорт-лист, в который войдет девять фильмов. А в финальной гонке непосредственно за статуэтку поборются пять фильмов.