Сегодня в Общественной палате Абхазии состоялось обсуждение обращение инициативной группы к руководству республики с призывом запретить участие казачьих организаций в параде в честь 25-летия победы в Отечественной войне народа Абхазии 30 сентября на сухумской площади Свободы. Сбор подписей под этим обращением продолжается в интернете, но встретил резкое неприятие у многих в абхазском обществе.
Мало того, реакция знакомых, которые узнавали от меня о теме сегодняшнего заседания ОП, была однотипной: а зачем Общественной палате пиарить эту затею, обсуждая ее? Вот несколько прозвучавших суждений: «Инициаторы что, вчера только узнали о трагедии махаджирства XIX века? Но это давно перевернутая страница истории. А они что, не знают, что Конфедерация горских народов Кавказа (КГНК) была переименована в начале грузино-абхазской войны в Конфедерацию народов Кавказа (КНК) потому, что в нее вступило казачество, поднявшееся на защиту Абхазии?»
Как выяснилось впоследствии в кулуарах, и в ОП не все считали, что так уж нужно обсуждать эту тему, но победила все же точка зрения, что Общественная палата должна сказать свое слово и попытаться переубедить подписантов.
Your browser doesn’t support HTML5
Когда группа из десятка сторонников этого обращения, в основном молодых людей, зашла и расположилась в зале заседаний палаты, выяснилось, что присутствие СМИ было для них сюрпризом. Один из них, Рисмаг Аджинджал, обратился с просьбой, но встретил возражения секретаря ОП Нателлы Акаба и ее заместителя Даниила Убирия:
«Большая просьба ко всем присутствующим, если это можно. Все мы друзья, и так, и так, как бы то ни было. Можем мы поговорить без СМИ? Большая просьба.
– Без СМИ сейчас говорить, видимо, не будем, потому что это уже...
– Имеет резонанс такой большой.
– Раньше если бы к нам обратились, могли бы без СМИ поговорить.
– Мы не знали, что СМИ будут.
– А что за секреты такие, я не понял».
Заседание, которое решили оставить открытым, начал Даниил Убирия:
«Открытое письмо направлено президенту Республики Абхазия, премьер-министру республики и министру обороны республики. Там смысл такой: при проведении парада победы юбилейного 30 сентября там планируются две «коробки» казачьих войск Кубани, чтобы они прошли, как всегда, в парадном расчете. В письме говорится, чтоб не допустить этого. Подписанты там – более 200 человек. При обсуждении этого письма было очень много комментариев. Некоторые от своей подписи отказались. Как бы там ни было, Общественная палата, ветераны войны особенно, отреагировала незамедлительно. Звонки начали поступать – о том, что надо собраться и дать оценку. Это письмо возникло, думаю, после последнего нашего заседания, когда казачий генерал Далуда, он же первый вице-губернатор Краснодарского края, присутствовал здесь и какие-то предложения внес. Но в обществе это получило такую трактовку: якобы казаки будут помогать здесь в наведении порядка. Хотя такого предложения не поступало со стороны руководителя казачьего войска Кубани. Уже отреагировало руководство Кубани, наши соседи, уже звонки поступали руководству республики, министру обороны: в чем дело, почему, в чем они провинились? А посмотрите, как отреагировали средства массовой информации Грузии. Ликуют! «Эта молодежь, – сказали они, – на них вся надежда Абхазии».
Член Общественной палаты Абесалом Кварчия сказал:
«Честно говоря, я очень болезненно воспринял это заявление. Одним из первых дал комментарий. Задал несколько вопросов. Хотя ни на один из них ответа не получил, ответный текст был довольно-таки пространным: «задурманенные головы», «пропаганда и агитация» и так далее. И что интересно, мой комментарий убрали, и комментировали его без него… Чувствую свою вину, что такое обращение вообще появилось. Мы потеряли связь с нашим молодым поколением, мы не смогли до них донести, на грани чего мы стояли».
Далее он долго рассказывал о грузино-абхазской войне, в которой принимал непосредственное участие, о той роли, которую в ней сыграло казачество. Но его оппоненты стали резко возражать, когда он обвинил их в том, что они монополизировали право считаться патриотами.
От лица инициативной группы выступил один из авторов и подписантов обращения Дмитрий Габелия. Он убежден, что обращение было многими неправильно истолковано. Они не против казаков-добровольцев на параде, а против участия в параде общественных казачьих организаций, которые не имеют отношения к Отечественной войне народа Абхазии. Нужно учитывать чувства наших соотечественников – потомков махаджиров, которые испытали на себе последствия политики царизма, одними из активных проводников которой были казаки. Ему также не нравится многое из того, как, какими методами наводят порядок некоторые казаки и казачьи организации в соседней России. Что касается добровольцев, сражавшихся четверть века назад за Абхазию, то подписанты обращения даже готовы развернуть волонтерское движение, чтобы принимать их на время празднеств у себя дома.
Его слова о том, что на параде не должно быть представлено казачьих организаций, встретили у членов ОП возражения: ведь если бы во время грузино-абхазской войны у казаков не было бы уже своих организаций, сформированных отрядов, они вряд ли могли оказать народу Абхазии такую эффективную помощь. Член ОП Манана Гургулия, впрочем, внесла такое предложение: чтобы не обострять ситуацию, пусть лучше на параде пройдет сводная колонна добровольцев, в которой будут и северокавказцы, и казаки (в казачьей форме), и другие.
Не раз в ходе обсуждения вспоминали про «черную сотню», казачью организацию, которая по недосмотру организаторов парада в Сухуме пять лет назад, в ознаменования 20-летия Победы, прошла со своей символикой, что вызвало затем огромный скандал. Это воспоминание, очевидно, тоже стало одним из побудительных мотивов для возникновения обращения. Но участие «черной сотни», организации, запрещенной в России, в нынешнем параде исключено, говорили выступавшие на заседании.
Было много аргументов и эмоций. Сторонники обращения не сдавались, хотя один из них – Тенгиз Джопуа – признал, что эта тема уже практически умерла.
Член ОП Руслан Хашиг поддержал высказанную кем-то из сегодняшних гостей Палаты мысль, что надо вносить в организацию парадов больше национальных черт. И подчеркнул:
«С тем, что Абесалом здесь озвучил, что мы что-то упустили, я не согласен. Мы ничего не упустили. Вы не упускайте свое время. Вы мыслите, озабочены какими-то тенденциями, заявлениями. Это нормально. Но спросите, посоветуйтесь. Вы не видите, что вокруг нас происходит?»
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия