Почему 100 лет назад Сочи входил в состав Грузии

Памятник Ленину в центре Сочи

Пару лет назад мне несколько раз подряд попадался выложенный в абхазском сегменте Facebook короткий видеоролик. На его кадрах обаятельная эстрадная грузинская и российская вокалистка Кети Топурия сидит в уютной дружеской компании в одном из сочинских ресторанов и решает радостно просветить окружающих: «А вы знаете, что раньше Сочи был Грузией? Да, да!»

У абхазских пользователей это вызвало саркастические комментарии, хотя, зная многих из них, я не сомневаюсь, что они осведомлены о кратком историческом эпизоде, когда после распада Российской империи грузинские войска и впрямь контролировали этот город. Знаю, впрочем, и о том, что Кети Топурия лишь повторила то, что в Грузии говорят многие: «Сочи – это ведь тоже наша земля!»

Поскольку знание мое об упомянутом эпизоде истории было слишком отрывочным и поверхностным, начал интересоваться им и собирать все попадавшиеся публикации на эту тему.

Немало почерпнул, в частности, из статьи «Почему Сочи – Россия, а не Грузия», опубликованной недавно в интернет-издании «Макс-Портал». Правда, меня неприятно удивило то, что, делая в начале статьи экскурс в глубокую историю, автор ее говорит, о чем угодно, включая византийские крепости, но только не об исконных жителях края – адыгах, убыхах, садзах, джигетах... Ну да, впрочем, пора уже перестать удивляться. Как и тому, например, что, рассказывая о возникшей в 1917 году Горской республике, автор статьи отмечает: «Горцев тянуло к морю национальное единение с абхазами». Как будто абхазы – не такие же горцы, как и их родственные народы, живущие по северную сторону Главного Кавказского хребта.

Your browser doesn’t support HTML5

Почему 100 лет назад Сочи входил в состав Грузии

В нашей республике хорошо знают из абхазских учебников истории о грузинском генерале Мазниеве (Мазниашвили), экспедиционный корпус которого в июне 1918 года оккупировал Абхазию, после чего она почти три года находилась в составе Грузинской Демократической Республики. Но бывший подполковник русской императорской армии Георгий Мазниашвили не удовлетворился этим и двинулся дальше на северо-запад. К тому времени на большей части сочинского региона была установлена советская власть, Сочинский округ входил в состав Кубано-Черноморской Советской республики, которая вела упорные бои с белогвардейцами Добровольческой армии Деникина и кубанскими казаками. Воспользовавшись ситуацией на внутироссийских фронтах и заручившись поддержкой германских войск под командованием Фридриха Крессенштайна, грузинские части в начале июля предприняли наступление на Сочи: 3 июля заняли Гагру и Адлер, а потом, преодолев оборону красных отрядов по реке Кудепста, 5 июля вошли в Сочи.

Красные пытались отбить Сочи, несколько раз переходили в контратаки. Но, израсходовав последние силы, были разбиты грузинами, которые уже 27 июля победно вошли в Туапсе, установив линию фронта в районе станицы Кривенковская. Все захваченные земли объявлялись присоединенными к Грузии, в населенных пунктах устанавливалась грузинская администрация.

Возникает естественный вопрос: на каком основании? Да, в Сочи было грузинское население. Но не более 9-10%. Тем не менее правители ГДР считали это вполне достаточным, чтобы претендовать на все черноморское побережье Кавказа. Ибо они ссылались также на данные хронистов XII-XIII веков, согласно которым оно входило в Грузинское царство эпохи царя Давида Строителя и царицы Тамары.

Правда, тут надо задаться вопросом: почему входило? Не потому ли, что это царство ранее называлось Абхазским, которым правили абхазские цари, объединившие под своей властью в конце первого тысячелетия абхазов и картвелов? Этническая граница между абхазами и картвелами не раз сдвигалась, как это всегда бывает между соседними народами, но последние на протяжении веков всегда жили восточнее, а не западнее первых. И только в конце XIX века, когда после катастрофы махаджирства Абхазия, равно как и Черкесия, обезлюдела, сюда хлынули переселенцы разных национальностей. С юго-востока переселялись грузины. Как тут не вспомнить эффектную фразу из статьи Георгия Церетели в газете «Дроэба» 1873 года: «Весь Кавказ является нашей землей, нашей страной!» Естественно, грузинские поселенцы не остановились только в Абхазии, а стали селиться дальше.

Живут потомки переселенцев 80-х годов XIX века в Сочи и сейчас. В 1992 году доля грузинского населения там составляла 1,5%, а по переписи 2002-го, после грузино-абхазской войны, – уже 2,4%. После войны в сочинских киосках я не раз покупал газету местного грузинского землячества.

Но вернемся к событиям столетней давности. После боев за Туапсе победителям-грузинам достались значительные трофеи: до десятка артиллерийских орудий, более 40 пулеметов, большое количество боеприпасов и прочего военного имущества. Кроме того, было захвачено несколько железнодорожных составов с гражданским имуществом, паровозы, корабли, автомобили, продукты питания и... стадо баранов, о котором тоже было сообщено в победном послании в Тифлис. Большевики потеряли только убитыми несколько сотен солдат и оказались зажаты между белогвардейцами и грузинами. Но к сентябрю Туапсе заняли части деникинской армии, которые вошли в непосредственное соприкосновение с грузинами, укрепившимися на фронте реки Шахе.

В своих «Очерках русской смуты» командующий вооруженными силами Юга России Антон Деникин вспоминал:

«С первых же дней оккупации Сочинского округа грузинские власти приступили к разорению его, отправляя все, что было возможно, в Грузию. Так была разграблена Туапсинская железная дорога, причем увозились рельсы, крестовины, материалы, даже больничный инвентарь; распродано с аукциона многомиллионное оборудование Гагринской климатической станции, разрушено лесопромышленное дело в Гаграх, уведен племенной скот, разорены культурные имения...»

Грузинская администрация Сочи, которая расположилась на территории санатория «Кавказская Ривьера», чувствовала себя весьма вольготно. Из города вывозилось в Грузию все, что могло представлять хоть какой-то коммерческий интерес: продукты, скот, другое имущество.

Осенью 1918 года германские и турецкие войска стали покидать кавказский регион после поражения их стран в Первой мировой войне. Покровителями как белого движения, так и ГДР стали британцы. Они предпочитали сохранить на черноморском побережье Кавказа прежнее положение. Но, отбив очередное наступление Красной Армии на Дону и Северном Кавказе, белогвардейцы высвободили силы и бросили их на сочинский фронт.

Командовал этими частями ВСЮР и кубанских казаков генерал-майор Матвей Бурневич. Большую поддержку его частям оказали отряды армянских ополченцев, которые восстали против грузинской администрации на фоне грузино-армянской войны и вызванными ей репрессиями и наносили существенные удары в тылу противника. 24 января 1919 года Бурневич развернул решительное наступление на Сочи, и 6 февраля город был занят белогвардейцами. В плен сдались около 700 грузинских солдат и почти 50 офицеров, среди которых начштаба Церетели. 8 февраля был занят Адлер. Командующий грузинскими войсками генерал Александр Кониашвили с офицерами гулял на свадьбе в Гагре. Сотня казаков лихим кавалерийским наскоком влетела в Гагру, взяла их в плен и захватила город. В дальнейшем деникинцы продвинулись до реки Бзыбь, однако дальше не пошли – союзники-англичане стали угрожать вводом британских войск в Сочи для его «нейтрализации».

В дальнейшем, как известно, войска Деникина были разбиты красными. В районе Сочи их прижали к морю, и они частично эвакуировались в Крым, а частично сдались в плен на пляже у Кудепсты.

А после советизации в 1921 году Абхазии многие годы шла «кабинетная» борьба ее властей с властями соседнего сочинского региона и РСФСР о том, где должна проходить административная граница – по реке Бзыбь или по реке Псоу. Победили в этом споре Нестор Лакоба и его соратники. Благодаря этому Гагра является абхазским городом, а не входит в состав Большого Сочи.

Что касается временного отрезка, когда Сочи управлялся грузинской администрацией, то он продолжался, как видим, чуть более полугода и был весьма бесславным для нее: 90% населения мечтало о ее изгнании.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия