Парламент Южной Осетии примет закон о театре. Что он должен регулировать, а главное, нужен ли отдельный закон для одного театра?
Разрушенный во время конфликта с Грузией Государственный драматический театр имени Коста Хетагурова заново отстроила строительная компания из Татарстана «Эверест» на средства, выделенные Россией в рамках Инвестпрограммы социального и экономического развития республики. Похоже, свой вклад в дело возрождения театра решил внести и парламент. Депутаты намерены принять специальный закон «О театре и театральной деятельности».
Об этом сегодня югоосетинским журналистам заявил председатель парламентского комитета по национальной политике, науке, образованию, культуре, религии и СМИ Юрий Габараев. По его словам, необходимость приятия этого закона давно назрела:
«Специфика театра, как особого института, далеко не всегда находит отражение в общем законодательстве. Традиции театрального искусства, театральной школы в Республике Южная Осетия, признаваемые как огромная ценность нашего народа, практически оказались незащищенными из-за разрозненности, а иногда и противоречивости правовых актов, действующих в этой сфере».
Your browser doesn’t support HTML5
Потребность в законе вызвана еще и тем, сообщил Юрий Габараев, что многие нормы, определяющие отношения государства и театра, не подкрепляются конкретными механизмами реализации:
«Эти механизмы, а также специфика применения общих норм гражданского, трудового законодательства, могут быть учтены лишь в специальном отраслевом законе».
Парламентарий также сообщил, что инициативу полностью поддерживают работники драматического театра. По словам экс-депутата югоосетинского парламента Роланда Келехсаева, странно слышать подобные заявления от председателя парламентского комитета. Законы универсальны – в этом один из принципов конституционного строя, и если где-то они входят в противоречия, как выразился Юрий Габараев, то долг парламента исправить ошибку, а не создавать новые законы, ограждающие отдельные отрасли от этих противоречий. Но по логике парламентария получается, что в театре будут какие-то особые нормы гражданского и трудового законодательства, а в остальной республике – обычные, говорит Роланд Келехсаев:
«С точки зрения бюджета театр может быть, допустим, государственным унитарным предприятием. Там могут возникать и другие формы собственности и, соответственно, иные отношения с бюджетом. Отношения в коллективе, например, регулируются трудовым кодексом. Можно вспомнить про закон об авторских правах... То есть все возможные ситуации регулируются уже существующими законами. Поэтому непонятно, зачем к этому нужно создавать еще отдельный закон для одной организации, которая, в принципе, подчиняется Министерству культуры? Может, парламент решил таким образом обратить на себя внимание перед открытием драмтеатра? А может, это от желания всех и вся зарегулировать? Тогда это плохо, во-первых, это не работает, а во-вторых, создает много ненужных проблем».
Кстати, в России нет закона о театрах и театральной деятельности. Правда, в 2009 году Совет Федерации принимал проект закона, но на этом дело и заглохло.
Но в России есть закон о культуре, и положение правительства «О театре в Российской Федерации», где подробно расписаны все права и обязанности театра. Причем это положение распространяется на театры, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти. Для иных настоящее положение является примерным. Есть еще постановление правительства РФ «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» и «Положение о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации». Но это в России, где счет муниципальных и государственных театров идет на тысячи. А в Южной Осетии он всего один, и принцип его финансирования будут определять президент с правительством, что называется, на глазок.
«Эхо Кавказа» обсудило этот вопрос с заместителем министра культуры Абхазии Баталом Кобахия. Он сказал, что в республике, как и в России, есть закон «О культуре» и «Положение о театре». По мнению Батала Кобахия, именно регулирование на уровне постановления правительства создает большую степень свободы для творчества, в то время как закон плох тем, что в какой-то момент кто-то скажет: «Товарищи, ваши инициативы законом не предусмотрены». И будут у театра проблемы.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия