ПРАГА---События вокруг возможного предоставления Константинопольским патриархатом Украинской православной церкви автокефалии развиваются со стремительной быстротой. Ожидается, что такое решение патриарх Варфоломей может принять в ближайшее время. По сообщению СМИ, 31 августа в Стамбуле он лично сообщил предстоятелю Русской православной церкви патриарху Кириллу, что готов пойти на этот шаг, а в начале сентября, в подтверждение собственных намерений, направил двух экзархов в Киев. Последствия предоставления автокефалии Украинской православной церкви могут быть самыми непредсказуемыми, вплоть до кровопролития, предупреждают в РПЦ. Об историческом процессе и вызовах говорим с теологом, народным депутатом Украины Виктором Еленским, и исследователем современной Русской православной церкви из Бременского университета Николаем Митрохиным.
Нана Плиева: Первый вопрос к господину Еленскому: если завтра, предположим, Константинопольский патриарх признает автокефалию Украинской церкви, как это будет происходить, кому дадут томос, какая из существующих сегодня в Украине православных церквей может претендовать на роль общенациональной, автокефальной?
Your browser doesn’t support HTML5
Виктор Еленский: Прежде всего, я не согласен с тем, что события разворачиваются с головокружительной быстротой. События разворачиваются очень медленно, они начались в 1991 году, когда Собор епископов Украинской православной церкви обратился к Московскому патриарху, и Московский патриарх не поддержал обращение епископов Украинской православной церкви с просьбой об автокефалии. После этого неоднократно, как минимум еще один раз Собор Украинской православной церкви обращался к Московскому патриарху, а Вселенский патриарх увещевал украинских иерархов и говорил им о том, что они должны решить вопрос с Москвой, а он, как верховный судья, признает украинскую автокефалию. После того как непризнание украинской автокефалии привело к расколу Украины, после того как Вселенский патриарх увидел, что вопрос решается очень медленно, он в присутствии многих священников, мирян и епископов – это было ровно десять лет тому назад – сказал Московскому патриарху, покойному Алексию, что этот вопрос необходимо решить, и необходимо решить быстро.
Патриарх Алексий говорил о том, что, в принципе, Православная церковь Украины может получить автокефалию, но для этого нужно пройти необходимые процедуры, шаги, – когда-нибудь, когда это станет необходимым, когда сложатся обстоятельства и т.д. Его преемник – патриарх Кирилл – сказал, что никогда и ни при каких обстоятельствах Православная церковь Украины не будет автокефальной, и Киев мы никогда не отпустим, потому что Киев – это наш Константинополь и наш Иерусалим, и что пределы т.н. канонической территории Русской православной церкви нерушимы, и автокефалия Православной церкви Украины нужна только националистам, поэтому ее никогда не будет. После этого вмешался Вселенский патриарх и начал то, что он называет процедурой предоставления автокефалии Православной церкви Украины.
Нана Плиева: Как на это будет отвечать Русская православная церковь, которая считает Украину своей канонической территорией? Председатель отдела внешних церковных связей не исключил даже кровопролития…
Николай Митрохин: РПЦ уже отвечает, т.е. она приостановила молитвенное общение с Константинопольским патриархом. Но что касается кровопролития, то это просто риторика про несколько другие истории. Как бы люди честно предупреждают, опираясь на опыт, имеющийся в Украине в первой половине 90-х годов, когда до полутора тысяч приходов в Западной Украине оспаривалось, на многих из них были столкновения между различными группами верующих, между различными силами, которые они приглашали для отстаивания своих интересов. И судя по заявлениям Киевского патриархата, подобная история действительно может повториться, поскольку патриарх Филарет дважды заявлял о намерении немедленно забрать Киево-Печерскую лавру, правда, потом его пресс-служба поправила, что никто не говорит о том, что немедленно, но тем не менее как бы такие планы есть, они не скрываются. Государственное украинское пропагандистское ведомство «Укринформ» только что опубликовало статью, в которой как бы их колумнист призывает ввести т.н. поочередное служение во всех кладбищенских храмах страны, которые, по мнению автора, в основном принадлежат Украинской православной церкви. Т.е. количество желающих устроить столкновение довольно велико и с украинской патриотической стороны.
Нана Плиева: РПЦ пойдет на раскол, на полный разрыв с Константинопольским патриархатом, как сейчас об этом говорится и заявляется, и кто может их в этом поддержать? Есть ли у Московского патриархата реальные союзники в мировом православии?
Николай Митрохин: Что значит раскол? Константинополь является старшей церковью. Православие сильно и гордится этими, по сравнению с католицизмом, горизонтальными связями. Т.е. РПЦ попробует исключить Константинополь из общения, но сохранит общение с главами других патриархатов, которые не предпринимали, с ее точки зрения, враждебных шагов. У РПЦ при этом есть несколько патриархатов, которые являются ее близкими союзниками, т.е. грузинский, сербский в первую очередь, и, соответственно, она будет также пробовать из остальных патриархатов организовать группу поддержки, или, во всяком случае, неприятия предоставления автокефалии, или вообще любых действий Константинополя в Украине. Посмотрим, чем это все закончится.
Нана Плиева: Господин Еленский, насколько гомогенна Украинская православная церковь Московского патриархата или там внутри все же идет какое-то брожение? Как поведет себя духовенство в случае объявления автокефалии Украинской православной церкви?
Виктор Еленский: На самом деле, в течение двух с половиной десятилетий, по сути дела, четверти столетия, многие православные епископы, священники говорили о том, что они возносят за литургией имя Московского патриарха не потому, что он московский, а потому, что он канонический. Например, закарпатские епископы постоянно говорили о том, что совсем недавно они еще были в юрисдикции Сербского патриархата и они не могут общаться с Киевским патриархатом, потому что он никем не признан. Теперь как раз настал как бы счастливый момент, когда они могут общаться с Киевским патриархатом, вернее, мы ждем, что он настанет – обняться, вместе идти к евхаристической чаше. Почему-то очень многие епископы, особенно в Москве, совершенно этому не рады и обещают устроить вселенский раскол, новую схизму, из Москвы бомбардируют епископов и священников УПЦ Московского патриархата указаниями о том, как им следует объединяться, выступать против украинской власти, организовывать акции неповиновения и т.д. Но, насколько я знаю, чрезвычайно большое количество священников, во всяком случае, не приемлют эти призывы, и я думаю, что, конечно, это не будет таким обвалом, но переходы начнутся в случае предоставления автокефалии, и они интенсифицируются через пять, шесть, возможно, семь лет.
Нана Плиева: А кто может возглавить Украинскую автокефальную церковь? Есть духовный лидер общенационального масштаба, некая объединяющая фигура?
Виктор Еленский: Украинская православная церковь Киевского патриархата сказала на Объединительном соборе, что они не видят никакой другой кандидатуры, кроме предстоятеля своей церкви, патриарха Филарета. Дело в том, что патриарх Филарет в Киеве выглядит несколько иначе, чем во многих православных столицах. Дело в том, что прошло четверть века с того времени, как он возглавлял Украинский экзархат Русской православной церкви, за это время он все время был, по сути дела, с украинским народом, он прошел два майдана, и авторитет его достаточно высок. Во всяком случае, в опросах общественного мнения его авторитет неизменно выше, чем всех других украинских иерархов.
Нана Плиева: Т.е. вы считаете его наиболее реальным претендентом и будущим патриархом?
Виктор Еленский: Я считаю, что если на Объединительном соборе большинство будут составлять иерархи Украинской православной церкви Киевского патриархата, а пока выглядит именно так, то он станет предстоятелем новой церкви.
Нана Плиева: Господин Митрохин, многие наблюдатели говорят, что утратившая позиции в Украине Московская патриархия усилит положение патриарха Константинопольского и его способность говорить от лица всего православного мира. Вы согласны с этим?
Николай Митрохин: Нет. Просто я не вижу никаких оснований так утверждать. Дело в том, что реально каждая патриархия говорит от своего лица, и попытки как раз Константинополя созвать Вселенский собор де-факто провалились, поскольку значительная группа патриархатов не поддержала это дело. Сейчас, в условиях конфронтации, а в православии как бы не очень любят конфронтацию, будет такой вот конфронтирующий патриарх, другие патриархаты будут сидеть наблюдать за конфликтом между ним и Москвой, и вряд ли они будут считать, что он абсолютно прав, или уж тем более, что он является лидером.
Нана Плиева: А почему сейчас мы не видим, чтобы позицию Русской православной церкви громко поддержали другие поместные церкви?
Николай Митрохин: Пока как бы поддерживают, – Сербский патриархат поддержал, Грузинский патриархат поддержал.
Нана Плиева: Грузинский очень осторожно себя ведет.
Николай Митрохин: Но тем не менее в июне он поддержал. Во всяком случае, и Грузия, и Сербия очень тесно связаны с Россией, – не только на уровне патриархатов, но и на уровне рядовых епархий, духовенства, монастырей. Поэтому значительная часть этих восточных патриархатов представляют собой крошечные организации, получающие регулярные московские субсидии. Чем это может заменить Константинополь, – не очень понятно. А главное, все то, что мы сейчас обсуждаем, является чисто умозрительными, теоретическими построениями.
Нана Плиева: Почему вы не верите в то, что Вселенский патриарх примет такое решение?
Николай Митрохин: Во-первых, пока я не вижу, чтобы он принял подобное решение, т.е. в Украине принятие этого решения ожидали еще в июне, но до сих пор никакого решения нет. Более того, у меня есть крайние сомнения, что Объединительный собор состоится в том виде, в котором его ожидают сегодня в Киеве, поскольку есть конфликт между главой УАПЦ митрополитом Макарием и патриархом Филаретом, он не преодолен, во всяком случае, у меня нет информации, что он как-либо реально ликвидирован. Поэтому как бы есть некая конфликтная ситуация, и заранее рассчитать, чем она закончится, с моей точки зрения невозможно. Но в любом случае, условно говоря, конфликт этих патриархатов не имеет такого большого значения в современном мире, поскольку надо помнить, что это довольно небольшие группы, представляющие в основном самих себя, а не миллионы верующих, как они пытаются это делать. Количество приходов у РПЦ наибольшее…
Нана Плиева: Но это может измениться, как нам сказал господин Еленский, возможны переходы в случае объявления автокефалии.
Николай Митрохин: Я очень уважаю Виктора Евгеньевича и считаю, что он замечательный специалист, но за это лето, когда я приехал в Киев, количество желающих переходить уменьшилось, – не увеличилось. Т.е. когда я приехал в июне, там говорилось о десяти епископах РПЦ, которые собираются перейти. Рассчитывалось, что 30% приходов перейдет сразу, – я говорю о публичных заявлениях, которые делались в Украине самыми разными людьми. Реально на данный момент, на эту неделю, мы имеем 17 священников УПЦ, которые поддерживают создание объединенной церкви, и, собственно, все. И двое епископов, которые публично огласили согласие в июле, но которые не выступали с какими-либо публичными декларациями после этого согласия уже два с половиной месяца. Поэтому я вполне допускаю, что там порядка 500 приходов перейдут в состав объединенной церкви, но это будет примерно 5% от количества приходов Украинской православной церкви сейчас. В общем, это ничего не даст для доминирования будущей церкви на территории Украины.
Нана Плиева: Господин Еленский, как, по-вашему, конкурирующие группы в украинском православии могут договориться?
Виктор Еленский: Я начну с того, что пока Москве не удается сколотить такой антиконстантинопольский интернационал и не удалось на уровне российской дипломатии, спецслужб, российского парламента торпедировать то, что председатель комитета Государственной Думы Российской Федерации назвал «украинским сценарием». Мы знаем о высылке двух российских дипломатов из Греции, которые пытались подкупить митрополитов и монахов; мы знаем о попытках хакеров, близких к российскому правительству, взломать почту трех митрополитов, которые занимаются украинским вопросом; мы знаем об объездах депутатов Государственной Думы Российской Федерации православных столиц, не говоря уже о церковных усилиях; знаем о сделке, когда Россия неожиданно простила 1 миллиард долларов за уже потребленный газ Турции и т.д. Но пока это никоим образом не повлияло на позицию Вселенского патриарха в том виде, в каком мы видим публично. В интервью одного из митрополитов, который занимается украинским вопросом, сказано, что решение об автокефалии принято и что экзархи посланы вымостить дорогу к автокефалии. Решения еще действительно нет, томоса еще нет.
Нана Плиева: Но, на ваш взгляд, этот процесс необратим?
Виктор Еленский: На мой взгляд, его перспективы выглядят наиболее реально по сравнению со всеми историческими прецедентами. Дело в том, что первая попытка освободиться из-под юрисдикции Москвы была предпринята так давно, как в начале еще XVIII века. Так и в «Конституции Пилипа Орлика» в первой же главе речь идет о возвращении под юрисдикцию Вселенского патриарха. Потом, по мере ослабления империи, было еще несколько попыток, как говорил митрополит Василий Липковский, «выскочить из-под Москвы». Сейчас, как мне представляется, наиболее благоприятное для этого время.