Иногда думаю, что, не будь политики и политиков, писать было бы не о чем, и по большому счету я-ты-он-она должны быть благодарны нашим политшутам, что они есть, и что они настолько бестолковые, что дают нам, простым работягам пера и промокашки, ежедневную, ежечасную и, я даже не побоюсь сказать, – ежемгновенную работу. И чем дурнее политик, тем больше можно писать, и сей рог изобилия неисчерпаем. Так что, да здравствуют политики и иже с ними! Но все равно я бы сам туда, в политики, не пошел бы, и близким своим не посоветовал бы идти. Уж сколько получает каждый политик в свой адрес хулы и проклятий, то даже мне, в принципе, не суеверному человеку, становится страшно. Как говорил великий Нильс Бор, веришь ты в приметы или не веришь, а какая-нибудь хула рано или поздно достигает адреса назначения, и тогда получателю может стать очень даже несладко. И нервы тоже надо иметь неслабые, когда слышишь в прямых и в косвенных эфирах непрекращающуюся ругань в свой адрес, надо уметь стоять под льющимися на тебя потоками нечистот, принимать все это с хладной кровью и с независимым видом продолжать лузгать подсолнух. Это дано не каждому, хотя, судя по окружающим, это можно в себе выработать. Правда, тут встает вопрос, а нафига это делать? Но, видимо, игра стоит свеч.
Может быть, мы когда-нибудь станем какой-нибудь Данией или Новой Зеландией, где давно уже все устаканено, и политик идет во власть не для личного благосостояния, не для того, чтобы укреплять свой семейный бизнес и устраивать судьбы своих недорослей, а для того, чтобы город (деревня, райцентр, страна) зажил бы еще лучше, еще веселее. Но пока что далеко нам до Дании, Норвегии или какого-нибудь крошечного, но очень состоявшегося Люксембурга. Пока что наши политики скорее напоминают скоморохов и клоунов... нет, не добрых и смешных клоунов, дарящих деткам шарики и резиновые игрушки «уйди-уйди», а таких клоунов, которых описывал король ужасов, старина Стивен Кинг в своем самом страшном романе всех времен и народов «Оно», там, где есть жуткий клоун Пенивайз, которого даже сам Кинг боялся.
Но на сегодняшний день не одними политиками сыт наш человек. Есть еще другие силы, которые своими действами давно уже начали привлекать мое пристальное внимание. Да и не только мое.
За последнее время наша церковь стала проявлять довольно-таки живейший интерес по активному участию во внутренних политических движениях, что совершенно не входит в ее назначение. Что такое церковь? Это институт, который должен помогать и направлять человека, когда он решает найти свой путь к Богу. По-моему так. А что делает наша церковь в последнее время? Наша церковь начинает вмешиваться в политические процессы, устраивает митинги и демонстрации. У церкви, конечно, может быть свое мнение, но это не дает ей права устраивать забастовки и объявлять голодовки. До голодовок пока еще не дошло, но, судя по настрою, такое может и случиться. Это все очень странно и неуютно.
Между нашей светской администрацией и православной церковью существует подписанное в 2002 году конституционное соглашение Грузии, т.н. конкордат, внутригосударственный нормативный документ. Там расписаны права и обязанности каждой из сторон. Кстати, там ни одним словом не сказано, что церковь имеет право вмешиваться во внутри- или внешнеполитические процессы государства. Но многие представители нашей церкви, видимо, текст конкордата давно не перечитывали и на днях даже выступили на злосчастной площади на проспекте Руставели с определенными речами и призывами!
Площадь перед бывшим парламентским зданием на проспекте Руставели и правда злосчастная, я уже забыл, когда на ней царили мир и покой, там все время нездоровая суета и тусуются разные люди с плакатами, выкриками, с поднятыми к небу кулаками и матерками на любой вкус и цвет. И вот теперь в ее окрестностях появились люди в черных сутанах, с длинными бородами и перевязанными резинкой на затылках седыми космами.
Кстати, почему многие служители культа начали ходить с кокетливым пуком на затылке, не очень понятно. По мне, это довольно фривольное зрелище, но, наверное, какими-то правилами это им стало дозволено. Ну, бог с ними, пусть ходят, как хотят, меня это не слишком напрягает, но вот вмешиваться в государственные дела и призывать к каким-то политическим решениям – это уже нонсенс. Меня еще не до конца откачали после того, как я узнал, что государство из своего бюджета ежегодно выплачивает церкви 50 миллионов лари на внутрицерковные нужды. К тому же далеко не бедная церковь освобождена от всех налогов на всю свою деятельность. Но, видимо, служителям культа этого не достаточно, и они решили влиять и на политические течения.
Я согласен, что за жизнь в стране надо всем активным гражданам высказывать свое мнение. Но когда служители культа, потрясая тяжелыми золотыми крестами и воинственно ворочая белками глаз, начинают с экранов телевизоров и других общественно доступных пространств призывать свою паству к определенным действиям, это уже перебор, отцы мои, и пахнет средневековщиной.
Выступая в своей предвыборной речи, госпожа Саломе Зурабишвили, которой правящая партия высказала свою поддержку на выборах, сказала, что когда она станет президентом страны, то у нее будут вопросы по поводу вмешательства церкви в политику мирских дел, в избирательные процессы и т.д. Станет она президентом или нет, это в конце октября покажут наши самые демократические выборы в мире. Но, по всей вероятности, ее выступления задели за живое некоторых служителей культа, и они начали открыто высказывать свои претензии к претендентке на президентский престол, за который, кроме нее, собираются драться не на жизнь, а на смерть, 46 викингов и викингесс.
В этой истории очень знаковым показался мне тот факт, что телеканал «Рустави 2», который до этого всегда шел грудью против религии и грузинского православия, вдруг стал фанатичным защитником веры, ну а их гуру, экс-президент Михаил С., часто вещающий в последнее время по телемосту из Амстердама, стал появляться на экранах, чуть ли не стоя на коленях с большой свечкой в руках, и превратился вдруг в такого «добродетельного» христианина, что каждому здравомыслящему человеку сразу стало ясно, что тут дело пахнет серой. Разглагольствования Михаила С. – это другая тема, надо немного переварить весь тот хлам, что он несет в эфирах, и об этом поговорим потом. Сейчас я хочу сказать, что, по моему мнению, религии не место на площадях с плакатами в руках и с призывами голосовать или не голосовать за то или иное событие. Место религии – в церквях и молельных домах, и дай бог им вносить в души верующих здоровый покой, а не наоборот, что, к сожалению, стало весьма частым явление за последние две тысячи лет.
Злые языки, которым я, конечно, не верю, говорят, что выпады против действующей власти наша церковь начала после того, как в администрации премьер-министра вроде бы было принято решение об аннулировании всех финансовых льгот для работников культа. Хотя, может быть, это только слухи, посеянные недоброжелателями и любителями дешевых эпатажей.
И в заключение хочу отметить, что в среду выступил Святейший и Блаженнейший, Католикос-Патриарх всея Грузии и Архиепископ Мцхетский и Тбилисский и митрополит Бичвинтский и Цхум-Абхазетский Илия Второй и призвал всех религиозных деятелей воздерживаться от политических заявлений и перестать бросать тень на церковь и на себя самих. Он отметил, что церковь всегда была политический нейтральной и такой должна оставаться и впредь. Я далеко не самый религиозный человек в нашей стране, можно даже сказать – наименее религиозный, но честно хочу пожелать еще многих лет жизни Его Святейшеству, потому что гложут меня сомнения, что на сегодняшний день это один из немногих людей, которые пока что не дают нашей церкви переступить ту грань, которую они не вправе переступать.
На этом у меня все, и аминь нам всем!
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции