Политический протест отцов

Череда инцидентов, произошедших накануне, заставила Саралидзе и Мачаликашвили открыто обратиться за помощью к политическим партиям

Заза Саралидзе и Малхаз Мачаликашвили, требующие наказать виновных в смерти их сыновей, начали консультации с политическими партиями. Власти вынудили их прибегнуть к этому шагу, заявляют они.

Акции у здания парламента в поддержку Зазы Саралидзе и Малхаза Мачаликашвили возобновились 10 сентября, после того, как стало ясно, что представители большинства не поддержат заключение парламентской комиссии по делу об убийстве подростков на улице Хорава. С тех пор акции на проспекте Руставели идут перманентно, хоть и не отличаются масштабностью. Впрочем, череда инцидентов, произошедших накануне, заставила Саралидзе и Мачаликашвили открыто обратиться за помощью к политическим партиям.

«Мы вместе решим, какими именно методами мы будем бороться с этим правительством. Все равно нас поливают грязью, говорят, что нами управляют «националы». Я хочу подчеркнуть: до вчерашнего дня эти акции не были акциями политических партий и не стали бы таковыми, однако вчера со стороны полиции планировались провокации, и полиция вела себя незаконно», – сказал Заза Саралидзе.

Your browser doesn’t support HTML5

Политический протест отцов

Малхаз Мачаликашвили, отец убитого в Панкиси в ходе спецоперации Темирлана Мачаликашвили, также говорит, что им не оставили выбора:

«Никакие партии нами не управляли. Никакие «националы». Это были акции, которые организовывали я и Заза. Но вчера нас вынудили обратиться к партиям. Мы уже знали, что (против нас) что-то затевалось. Мы с Зазой не боимся за себя, но рядом с нами люди, и мы должны позаботиться о них».

Накануне Заза Саралидзе собирался привезти к парламенту палатки, но полицейские остановили машину и конфисковали их. Уже вечером участники акции предприняли еще одну попытку, но полиция и тогда не дала им осуществить задуманное. Все это сопровождалось небольшими стычками между правоохранителями и митингующими, были задержаны трое протестующих. Сегодня министр внутренних дел Георгий Гахария, как и Заза Саралидзе, говорил о провокациях. Хотя, по его мнению, все было с точностью до наоборот:

«Министерство внутренних дел защищает и уважает свободу самовыражения. Это однозначно: своим стилем работы мы не раз доказали это обществу. Однако мы ведь отвечаем не только за этот аспект – мы ответственны за порядок и безопасность. Поэтому, когда у нас есть информация, что возможны определенные провокации, разумеется, мы защищаем правопорядок посредством тех легитимных средств, которые у нас есть».

Тем временем неправительственный сектор оценивает действия полиции как грубое нарушение права людей на мирный протест. В заявлении, подписанном 15 НПО, речь идет приблизительно о том же, что сказала сегодня Народный защитник Грузии Нино Ломджария.

«Действующий закон о свободе самовыражения не запрещает разбивать палатки в местах, где это не мешает передвижению транспорта, не блокирует вход в здания и т.д. Соответственно, препятствовать установке палаток при условиях, которые я перечислила выше, представляет собой факт вмешательства в свободу самовыражения. Также были распространены видеокадры, на которых видно, как полиция достает из машины определенные вещи и забирает их. Мы полагаем, что здесь имеет место вторжение в личное пространство. Мы не увидели никаких правовых оснований и не услышали каких-либо объяснений, почему полиция сделала это».

Какие именно партии откликнутся на призыв Саралидзе и Мачаликашвили и какие формы примет их сотрудничество с политиками, пока не известно.