В Грузии разгорается очередной скандал вокруг «лаборатории Лугара». Переписка министра здравоохранения Грузии с посольством США по вопросам деятельности Национального центра по контролю над заболеваниями и общественного здоровья оказалась в Москве.
Служебная и личная переписка министра здравоохранения Грузии Давида Сергеенко с руководителем Центра по контролю над заболеваниями и американскими дипломатами стала достоянием общественности. Причем общественности не столько грузинской, сколько российской. Письма фигурируют в расследовании болгарской журналистки Диляны Гайтанджиевой, которая недавно вернулась из Грузии, где, согласно ее материалу, пыталась выяснить, что на самом деле творится за стенами центра Лугара.
Your browser doesn’t support HTML5
Это не первая попытка госпожи Гайтанджиевой – зимой этого года уже публиковалось ее расследование деятельности пресловутой лаборатории, но журналистка приехала в Тбилиси еще раз. Причем исходным материалом для расследования послужил, в том числе, видеосюжет Радио Свобода.
Your browser doesn’t support HTML5
Как отмечают в грузинской неправительственной организации «Фонд развития медиа», занявшейся изучением документов, новое расследование совпало по времени с громким скандалом об отравлении Скрипалей, где фигурантом выступает Россия. По мнению исполнительного директора организации Тамар Кинцурашвили, таким образом Москва при помощи подконтрольных ей СМИ хочет перевести стрелки:
«В то время, когда международное расследование доказывает вину российских граждан, сотрудников ГРУ в деле об отравлении Скрипалей, российские СМИ и их местные сателлиты пытаются убедить нас в том, что кто-то нас тут травит. Это спланированная кампания Кремля, чтобы перенести внимание с дела Скрипалей путем сфабрикованных обвинений. Это стиль России».
При этом, как отмечает исследователь фонда Софо Гелава, сами письма не содержат никакой компрометирующей информации и могут быть использованы лишь как база для подготовки информационных вбросов со стороны Москвы:
«Беспокойство вызывает сам факт того, что подобная переписка, причем не только служебная, но и личная... того же министра с разными людьми, в том числе с американскими дипломатами, используется журналистом в материале. Да, в этих письмах нет никакой секретной информации, там в основном речь идет о делегациях, мероприятиях и т.д. Но то, что они были каким-то образом получены, должно быть расследовано, а Министерство здравоохранения должно принять меры».
В Минздраве ситуацию не комментируют, в Центре контроля над заболеваниями также хранят молчание. Политические оппоненты власти, со своей стороны, считают, что руководство страны, не реагируя на подобные инциденты, лишь поощряет Москву на новые свершения. Говорит один из лидеров «Европейской Грузии» Гига Бокерия:
«Подобная безумная ложь является компонентом российской пропаганды, нацеленной на то, чтобы создать соответствующий климат в грузинском обществе. Что касается правительства, оно не должно позволять подобным субъектам действовать во вред Грузии, а также ни в коем случае не финансировать из карманов налогоплательщиков те политические организации, которые аффилированы с Россией. Да, российская агентура проникла и в куда более развитые страны, и в этом мы правительство не обвиняем. Вина правительства в том, что они не считают эту проблему приоритетной».
Впрочем, «Грузинская мечта» все же прокомментировала ситуацию. Правда, вице-спикер парламента Гия Вольский особой ясности в причины утечки не внес:
«Была версия, что взломали серверы, но это неверно, поскольку обеспечение защиты серверов в организациях такого уровня само по себе является секретной информацией. Тем более мы видим, что эти сообщения не содержат никакой секретной информации».
Лаборатория Лугара давно беспокоит Москву. О ней регулярно говорят представители российского МИДа. О том, что там якобы производится биологическое оружие и ставят опыты над людьми.
В последний раз в качестве разоблачителя-первоисточника выступил бывший руководитель Службы госбезопасности Грузии Игорь Гиоргадзе, заявивший, что он обладает документами, подтверждающими проведение опытов в лаборатории над людьми, которые завершились летальным исходом. К слову, сам он обвиняется в организации покушения на экс-президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе и все это время находится в розыске.
В качестве главных доказательств Гиоргадзе представил некий список из трех десятков человек, якобы проходивших лечение от гепатита С у специалистов лаборатории Лугара. Все они, как утверждает Гиоргадзе, скончались. Версию бывшего руководителя грузинской СГБ поддержал бывший же главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, в свое время ставший «лицом» торговой войны с Грузией. Заявлениями заинтересовалось Минобороны России, а МИД пообещал потребовать у Вашингтона «официальных разъяснений».
Разъяснений не последовало. Ни из Вашингтона, ни из Тбилиси. Единственным ответом на такой информационный вброс, по мнению наблюдателей, может послужить сама программа по лечению гепатита С, положительные результаты которой были оценены, в том числе, Всемирной организацией здравоохранения.