Пресс-служба КГБ Южной Осетии объявила, что задержанная 29 сентября 37-летняя гражданка Грузии Майя Отинашвили заключена под стражу на два месяца. В ведомстве обвиняют ее в преступном промысле – якобы она за вознаграждение переводила людей через границу. Грузинские правозащитники и свидетели задержания утверждают обратное: преступным промыслом занимаются югоосетинские силовики.
По информации пресс-службы КГБ РЮО, в окрестностях населенного пункта Амдзарин Ленингорского района за незаконное пересечение госграницы пограничным нарядом 29 сентября была задержана гражданка Грузии Отинашвили Майя Левановна, 1981 года рождения, жительница села Хурвалети Горийского муниципалитета.
«Первого октября 2018 года в отношении указанного лица органами дознания КГБ РЮО возбуждено уголовное дело по ст. 322 УК РФ «Незаконное пересечение границы», – уточнили в КГБ. – Установлено, что Отинашвили на протяжении длительного времени за денежное вознаграждение оказывала содействие жителям Южной Осетии и Грузии в незаконном пересечении государственной границы».
Your browser doesn’t support HTML5
В настоящее время Ленингорским районным судом в отношении Отинашвили избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца.
Советник Народного защитника Грузии Медея Турашвили ездила в Хурвалети, встречалась с родственниками Майи и очевидцами произошедшего. По ее словам, в пресс-релизе КГБ допущена ошибка – Майя Отинашвили не живет в Хурвалети. Мать троих малолетних детей проживает с супругом в Гори и лишь иногда навещает родителей в Хурвалети.
Так было и в этот раз. Приусадебный участок родительского дома со стороны госграницы практически не огорожен, от края огорода до колючей проволоки метров двадцать, от дома – около пятидесяти. Обычно домочадцы трудились в своем огороде, и проблем никогда не было, поэтому Майя и вышла в огород без опасений, говорит Медея Турашвили:
«Как обычно, они вышли в огород, чтобы собрать урожай, и Майю в этот момент задержали. Как выяснилось, пограничники перешли через проволочное ограждение и углубились на 50 метров от де-факто границы в грузинскую сторону.
– Они были в форме?
– Как говорят свидетели, они были в форме, в масках и при оружии. Мы спрашивали их, чья была форма, российская или югоосетинская, но они не различают.
– Как это произошло?
– Они подбежали к ней. Она кричала, звала на помощь, но, к сожалению, ситуация была такая, что никто не мог ей помочь.
– Как они ее через забор перетаскивали?
– Как мне рассказали и показали свидетели, там есть дыра в заборе, через которую они забежали, и через которую они ее вынесли.
– Они ее связывали, быть может, надели мешок на голову?
– Нет, просто схватили и унесли».
Непонятно зачем воровать молодую женщину? У местных, говорит Медея Турашвили, на это есть свое объяснение:
«Конечно, я не знаю, насколько это правда, но местные уверяют, что пограничникам дают премии за задержание нарушителей. Такие слухи ходят. Так что люди объясняют такое поведение пограничников тем, что это их источник дохода. Кстати, она уже пятая женщина из Хурвалети, кого задержали.
– И всех похитили на территории Грузии?
– В прошлом году был случай: женщину 50-60 лет задержали, когда она работала в своем огороде. Местные говорят, что частенько видят, как пограничники переходят за забор».
Как правило, всех задерживают максимум на пару дней до суда, который штрафует нарушителей на две тысячи рублей и депортирует в Грузию. Но здесь суд назначил Отинашвили меру пресечения в виде заключения на два месяца. Не иначе, КГБ хочет пойти дальше банальной административки, жаждет громкого дела с разоблачениями и посадками? В противном случае, к чему уголовное дело и арест на два месяца?
Заявление ведомства, мягко говоря, доверия не вызывает. Похоже на очередную выдумку в духе «диверсионной сети Арчила Татунашвили».
Действительно, по свидетельствам местных жителей, есть такая опция на границе. Если вам надо перейти на другую сторону, например, выразить соболезнование, можно найти местного, который подскажет, как и когда пройти незамеченным, или даже переведет вас через кордон.
Есть такие проводники и в Карабахе, и в Абхазии – где угодно, где есть граница.
Но очевидно, что Майя менее всего подходит на эту роль, хотя бы потому, что она не живет у границы. Кроме того, она мать троих малолетних детей. Вряд ли она станет прыгать через колючку, бегать по оврагам от ментов и пограничников.
Термин «в течение длительного времени» предполагает, что спецслужбы за ней охотились, а она «длительное время» водила их за нос, всякий раз вела новыми тропами нарушителей (не иначе диверсантов из группы Арчила Татунашвили).
Теперь главное, чтобы эта несчастная женщина не скончалась вслед за Арчилом от сердечного приступа при попытке к бегству.
Непонятно, кому и зачем это понадобилось? У цхинвальских наблюдателей есть несколько версий. Одни предполагают, что это ответ на санкционный «список Отхозория-Татунашвили». Другие считают, что это очередная импровизация силовиков, которую опять предложат расхлебывать Анатолию Ильичу и Мурату Кузьмичу.
Конечно, если президент не вмешается раньше и не отпустит домой несчастную женщину.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия