Вскоре после начала нового учебного года начальник управления образования администрации города Сухума Людмила Адлейба упомянула в СМИ, что классы в некоторых школах города переполнены учениками, вплоть до 46-ти человек, а в некоторых их не наберется и десятка. Я заинтересовался этой проблемой, и сегодня мы встретились с Людмилой Родионовной, чтобы поговорить и о ней, и других насущных проблемах школьной жизни в столице Абхазии.
Действительно, малочисленность классов – это распространенное явление для средних школ в сельской глубинке во многих странах. Но в послевоенные годы оно сложилось и в ряде окраинных школ Сухума, зато в большинстве расположенных в центральной части города – в классах перебор учеников. Например, в 10-й, которая в советские годы была единственной абхазской из двух десятков школ города. Людмила Адлейба говорит:
«Перегруженными являются школы номер 2, 10, 4. Вот сейчас уже 3-я школа. Дело в том, что 10-я является традиционной абхазской школой, это идет из поколения в поколение. И те, которые заканчивали эту школу, они обязательно своих детей, внуков и так далее приводят в эту школу, и все обязательно там должны учиться. Где бы он ни жил, в каком районе города – на Маяке, на Новом районе, на Турбазе. И их уже никому не остановить. Волнует еще то, что к одной какой-то учительнице начинают проситься все. 46 детей в одном первом классе в 10-й школе… Там три первых класса.
Your browser doesn’t support HTML5
– Так, может, еще один первый класс надо создать?
– Школа работает в одну смену, и классных комнат не хватает, вот в чем дело.
– А в каких школах в Сухуме все же приходится учиться в две смены? В 3-й, я знаю…
– Во 2-й, 3-й, 4-й, 14-й, 15-й. И в 11-й тоже.
– А маленькие классы в каких школах, вот таких окраинных?
– Это 13-я школа, на улице Чанба. Это 7-я.
– Я там учился.
– В 7-й школе?
– Но она тогда была в другой части города.
– В 8-й школе в этом году наполняемость нормальная. 22 человека в классе – это нормально.
– А отчего все зависит? Контингент учителей?
– В первую очередь, мне кажется, это зависит от состояния здания школы. Если бы в школе был ремонт, хороший спортзал, хорошая спортплощадка, хорошая столовая, я думаю, родители, которые везут в город своих детей, оставались бы в той школе, конечно.
– А в 13-й, например, по сколько учеников в первых классах?
– Бывает восемь человек, иногда и меньше.
– Ну, понятно, 2-я школа, вот отремонтировали ее капитально, какие-то традиции там тоже. Туда пошли… 3-ю в прошлом году отремонтировали…
– Вот сейчас 3-я… Какой в этом году был ажиотаж, вы не представляете. Весь Сухумский район хочет учиться в третьей школе. Сухумский район опустошен, там школы пустеют. Понимаете?
– А почему в городских школах их принимают? Разве это правильно?
– Это неправильно. Но у нас нет закона об образовании, который регламентирует такие вот вопросы, развязал бы нам руки. Говорят: «Я – гражданин Абхазии, я хочу, чтобы ребенок учился там, где мне удобно!»
Как выправлять этот перекос в целом? Наверное, без разъяснительной работы с родителями не обойтись. Зачем обязательно стремиться в школу в центре города, где учитель при всем желании не сможет уделить ученику в классе из тридцати человек столько внимания, сколько уделит в классе из пятнадцати-двадцати человек?
Людмила Адлейба сказала и о том, что родители не готовы пока к профильному обучению в 10-11 классах, когда создаются классы с гуманитарным уклоном, физико-математическим, техническим.
Если говорить о школьном питании, то дети и родители довольны работой государственной столовой в 14-й школе. Неплохо поставлено питание в 4-й, 13-й, 15-й школах.
В этом учебном году во всех школах Абхазии введена ученическая форма, что было воспринято родителями позитивно. Фасоны в разных школах отличаются, но соблюдена единая цветовая гамма – белый и темно-синий цвета. Никаких фактов неприятия нововведения не было. А малоимущим семьям была оказана необходимая помощь. Адлейба говорит:
«У нас же есть списки детей из неблагополучных семей, малоимущих и так далее. Мы таким семьям помогли в этом году приобрести форму. Это около 60 детей. Я не буду озвучивать, где мы эти деньги взяли, кто нам помог. Сразу, с одного слова, человек, когда я обратилась, сказал: «Хорошо, я заплачу половину». Так что есть у нас такие предприниматели, понимающие, добрые, которые готовы помочь в благом деле».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия