Сегодня на заседании Общественной палаты Абхазии обсуждали проблемы школьного питания. Возражу тем, кому может показаться, что это слишком мелкая и скучная тема. Благодаря абхазским СМИ, которые год назад освещали вспыхнувший вдруг конфликт между управлением образования администрации столицы Абхазии и индивидуальным предпринимателем Давидом Пилия, общественность республики имеет некоторое представление о тяжбе, которая продолжается между ними до сих пор. И разговор о данном конфликте не мог не зайти в ходе заседания.
Отмечу, прежде всего, что Давид Пилия – не простой ИП, а депутат первого созыва (1991-1996 годы) абхазского парламента, созыва, который у нас часто называют «золотым». Будучи на заседании основным докладчиком, он распространил среди членов палаты и журналистов ксерокопию своего письма в Собрание Сухума, в котором, в частности, сказано:
«Как известно, более 60% суточного объема приема пищи детей приходится на период обучения в школах. Время между приемами пищи для детей не должно превышать 3-3,5 часа. Однако при формировании расписания уроков все вышеназванные обстоятельства не учитываются, и дети, находясь в школе, недоедают или вовсе голодают. Для пережевывания необходимого количества продуктов пятиминутного перерыва недостаточно. Такое обстоятельство приводит к массовым заболеваниям и серьезным расстройствам здоровья. Налицо нарушение прав ребенка».
Your browser doesn’t support HTML5
Но это только часть поднимаемых им проблем. Давид Пилия сегодня на заседании сказал:
«К сожалению, за 25 лет после войны мы не приняли, не утвердили ни одного законодательного акта, ни одного подзаконного акта, более того, ни одного нормативно-правового акта, которые регулировали бы в образовательных заведениях. Слаженной системы организации питания нет. В одной школе – буфет, в другой – два буфета, в третьей – то ли столовая, то ли буфет. Питание в целом поставлено из рук вон плохо. С 2005 года я занялся этой проблематикой и достаточно хорошо ее изучил. Для этого побывал во многих городах Российской Федерации».
Давид Пилия – владелец популярной среди жителей и гостей Сухума «Новой столовой» у Красного моста, а когда шел капитальный ремонт 3-й средней школы, он предложил создать в ней столовую. Договоренность была достигнута на уровне президента. Помимо госсредств, Пилия, по его словам, вложил примерно столько же, более миллиона рублей, своих. О школьной столовой, которая заработала в сентябре прошлого года, он рассказывает с гордостью:
«Все там можно готовить. Это блинный современный аппарат, я не пожалел денег своих личных. Это и плита современная, это и посудомоечная техника, это и мясоразделочное оборудование, и так далее, и так далее. Уверяю вас, немногие рестораны имеют сегодня такое оборудование. А почему нужно такое оборудование? Меня упрекали: вот ты купил дорогое... Дешевого оборудования нет. Все оборудование дорого стоит. Потому что оно все сделано из нержавеющей стали, это пищевая нержавеющая сталь. И в ней начинка, как правило, зарубежного производства, – это Италия, Германия поставляют начинку. Запустили, начали работать… Конечно, тут много проблем начало у нас возникать. Так как у этой школы не было семь лет столовой, они питались за счет буфета. Естественно, у них основная еда была – это чипсы, кириешки, пепси-кола, кока-кола и всевозможный фаст-фуд, которые можно где-то «выхватить» в киоске, магазине. Нам пришлось доводить до детей, до родителей... Несколько раз я с родителями встречался. Дети должны питаться полноценно. То есть салаты, первые блюда, вторые блюда, выпечка, натуральные соки, компоты. В одной школе все готовить тяжело. Опыт других стран, в частности России, показывает, что они давным-давно работают по единому стандарту, где комбинаты питания обеспечивают все школьные столовые. У нас, к сожалению, этого нет. Самая активная работа – это багажник автомашины и рынок. С рынка закуп на быструю руку у каких-нибудь бабушек, неизвестно, где вообще эти продукты формируются».
Проблемы у Пилия возникли не только, конечно, потому, что надо было приучать всех детей к здоровому питанию, но и из-за упомянутого конфликта с управлением образования. Я на днях брал интервью у его начальника Людмилы Адлейба, но данную тему специально не стал затрагивать, дабы не выслушивать только одну сторону. И когда узнал о теме сегодняшнего заседания в ОП, надеялся услышать на нем диалог этих сторон. Но этого не произошло. Вопросы о причинах отсутствия Адлейба прозвучали от членов Палаты. Секретарь ОП Нателла Акаба рассказала, что Адлейба звонила:
«Была недовольна тем, что ее не пригласили на это заседание. Не знаю, откуда она узнала, что мы проводим вот такое слушание. Но факт то, что узнала... Нет, но мы подумали, что сначала в таком формате проведем, а потом хотели пригласить и ее, может, из Министерства образования кого-то. Потому что, честно говоря, я немножко опасалась, что, поскольку у Давида Чичевича претензии к управлению образования, я боялась, что это может вызвать конфликтную ситуацию. Поэтому мы решили вот в таком формате провести. Но мы ей сказали: «Пожалуйста, если хотите, приходите». Но она обиделась: «Нет, теперь я уже не приду».
Давид Пилия вставил:
«Я к этому хотел бы еще добавить. В ноябре прошлого года от начальника отдела образования поступила жалоба в отдел ВД города Сухума. Меня туда вызвали, я давал там объяснение очень долго. Значит, она написала, что я незаконно проник в это предприятие. И вот требование покинуть это предприятие я не выполнил, и она обратилась туда. Далее она написала письмо на имя президента, на имя премьер-министра, на имя генпрокурора и на имя министра внутренних дел».
Что ж, остается надеяться, что члены ОП внимательно ознакомятся и с точкой зрения управления образования, и мы не только по слухам, а достоверно узнаем, как и почему поссорились Людмила Радионовна с Давидом Чичевичем.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия