В Абхазии действует запрет на продажу недвижимости иностранным гражданам. Попытки его снять вызывают бурную реакцию абхазской общественности.
Вопрос продажи недвижимости в Абхазии иностранным гражданам не сходит с повестки дня и всплывает снова и снова. Инициаторами обсуждения становятся, как правило, представители России, использующие российско-абхазские встречи, чтобы еще раз напомнить о своей заинтересованности в решении этого вопроса.
1 октября в абхазском парламенте состоялась встреча представителей двух парламентских комитетов: по международным и межпарламентским связям Народного Собрания Абхазии и комитета Государственной Думы Федерального собрания России по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.
На этой встрече абхазские депутаты обратились к российским коллегам с просьбой рассмотреть возможность получения материнского капитала женщинами, которые, являясь гражданами России, постоянно проживают в Абхазии. В ответ член фракции ЛДПР Павел Шперов напомнил о том, что вопрос предоставления материнского капитала предполагает улучшение жилищных условий, а у россиян, не имеющих абхазского гражданства, таких возможностей нет. Поэтому, как было сказано на встрече, надо сначала решить вопрос продажи недвижимости, а потом рассматривать вопрос материнского капитала. В других аспектах эта тема не рассматривалась и не обсуждалась, во всяком случае, в присутствии прессы.
Your browser doesn’t support HTML5
3 октября на сайте «Sputnik Абхазия» появилась статья Марии Шелудяковой «Недвижимость в Абхазии: изменится ли ситуация для нерезидентов», в которой автор, ссылаясь на участника абхазо-российской межпарламентской встречи Павла Шперова, информирует о том, что «в ходе переговоров абхазские депутаты сообщили членам российской делегации, что в настоящее время в Абхазии идет процесс постановки недвижимости на кадастровый учет. По его окончании возможно предоставление россиянам права покупки недвижимости и земли, в первую очередь в восточной части республики».
«Пока сложно сказать, когда мы придем к финальному заключению, – приводит автор слова Павла Шперова. – Сторонники предоставления россиянам такого права надеются на инвестиции, а противники боятся, что россияне скупят территории. Переговоры ведутся».
На эту публикацию 8 октября абхазский парламент отреагировал заявлением, в котором говорится, что публикация Марии Шелудяковой вызвала негативную реакцию у широкой общественности, так как продажу земли запрещает Конституция Абхазии. В заявлении парламента сказано, что вопрос купли-продажи земли и недвижимости на межпарламентской встрече не обсуждался и никаких договоренностей нет и в ближайшее время не предвидится.
Депутаты выступили против распространения недостоверных сведений, но за дальнейшее развитие межпарламентских отношений.
Позже на одном из абхазских анонимных ресурсов появилось сообщение о том, что якобы настоящим автором публикации является помощник Владислава Суркова Владимир Владимиров, и на редакцию «Sputnik Абхазия» было оказано давление с целью ее размещения. Когда депутаты потребовали убрать публикацию как недостоверную либо дать опровержение, руководство сайта отказалось удовлетворить их просьбу.
Впрочем, руководитель «Sputnik Абхазия» информацию о давлении на редакцию опроверг.
Что касается недостоверности публикации, то «Спутник» с этим утверждением не согласен и настаивает на том, что в ходе визита делегации комитета Госдумы по делам СНГ в Абхазию, приуроченного к 25-летней годовщине окончания Отечественной войны народа Абхазии, российские депутаты все же обсуждали с абхазскими коллегами запрет на продажу жилья, который является одним из самых острых в российско-абхазских отношениях. А в основу публикации, вызвавшей негативную реакцию в Абхазии, были положены комментарии членов делегации Госдумы после возвращения в Москву. «Спутник», в свою очередь, заявляет, что утверждение о том, что тема купли-продажи земли и недвижимости не обсуждалась в ходе встречи абхазских и российских депутатов, не соответствует действительности.
На прошедшем 12 октября в Сухуме IX Абхазо-российском деловом форуме этот вопрос практически не звучал, что заметно контрастировало с предыдущим форумом, на котором он ставился почти в ультимативной форме.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия