«Мечта» и синьор Робинзон

Тенгиз Аблотия

В последнее время у меня как-то все так получается, как в известном итальянском фильме про синьора Робинзона, который запомнился постсоветскому пространству только одной фразой – но уж ее-то запомнили накрепко: «О чем фильм? А, опять про море...»

Вот и я говорю себе: «О чем писать будем сегодня? Опять о «Мечте?» Честно говоря, не хотелось, тем более что в позапрошлом блоге о тефлоновой «Мечте» сказал все, что он ней думал. Честно попытался написать о чем-то другом, но... Рука не подчиняется – говорит: «Разве можно сейчас писать о чем-то другом? Мало ли о чем там синьор Робинзон сокрушался».

Что ж, «мечтатели» в последние недели бьют все антирекорды мира, и в нормальной стране только за малую долю обнаруженных прегрешений их выперли бы из политики с волчьим билетом. Но мы – в стране ненормальной, стало быть, «ГМ» не только не стесняется своего недавно открывшегося убожества, но и максимально пытается продлить нахождение во власти.

Компроматы, показанные по «Рустави 2» в субботу и воскресенье, превзошли все ожидания, и теперь все гадают: что будет в конце? Какую бомбу вывалит телекомпания за неделю до выборов? Кто или что это будет? И будет ли вообще? Может быть, к тому времени уже не останется никаких судьбоносно-эпохальных аудио- или видеозаписей?

Чего уж там греха таить: все ждут, когда в записи появится главный герой, он же Карабас-Барабас номер один, который так по-дилетантски руководит своими марионетками. И, действительно, было бы логично, если бы последний компромат был с участием Его Самого... Впрочем, не будем забегать вперед, тем более что и предоставленного материала более чем достаточно.

Вот убейте, честно скажу, не думал, что такое увижу после шеварднадзевских времен – вроде бы «мечтатели» косят под честных чиновников и людей с тонким вкусом, не демонстрирующих богатство. Но – «Мечта» перепрыгнула себя. Я уже не говорю о том, что она перепрыгнула «Нацдвижение» – это уже привычная картина, и только полный идиот может все еще верить сегодня, что «ГМ» хоть чем-то лучше прошлой власти.

Ну, ребята, зачем вам такие дворцы? Понятно, при дяде Эдике у власти были советские партократы, для которых гигантский дом с башенками – это символ успеха и процветания. Но вы вроде бы с западным образованием, клянетесь на всех углах в приверженности западным ценностям, одной из основ которых является личная скромность и отсутствие барских привычек.

Откуда у вас такое рудиментарное отношение к миру, и зачем вам назло всему населению собственной страны возводить четырехэтажные замки, тем более – на очевидно ворованные деньги? Разве это нормально, когда у какого-то там депутата парламента Грузии Ираклия Сесиашвили дом больше, чем у Уоррена Баффета? А ведь многие годы этот самый Ираклий долго и нудно косил под приличного человека...

И ведь что самое обидное – отсутствие фантазии и вкуса. Понастроили дворцы в убогих грузинских дачных поселках, каждый из которых вместе со всем своим населением стоит меньше чем их дворцы. Ну стыдно прямо, какая Табахмела, вы чего, за такие деньги виллу возле Барселоны можно купить. И не одну...

При этом типичная для коррумпированных чиновников картина: за забором, отделяющим дворец от остального мира, – грязь, пыль, бездорожье, прямо там же, под окнами. Ну не хотите виллу на Коста-Брава, хотите хоромы в Табахмела, ну и черт с вами, но хотя бы сделайте там дорогу – это вам обойдется в копейки, особенно на фоне денег, которые вы потратите на строительство.

Но нет – жадные. Вот она – суть «Мечты». Денег много, но свои тратить не любим. Деревья для дендропарка купим на свои кровные, а вот на перевозку припашем государство. Или: у нас в кармане миллиарды, но наши предвыборные дела пусть оплачивает бизнес.

Зачем человеку, у которого 6 млрд, вымогать на избирательную кампанию 4 млн у какого-то там сигаретного магната? Почему бы ему не оплачивать своих шестерок из собственного кармана? А потому, почему и функционеры «Мечты» потратят полцарства на строительство фамильного замка, а дорогу к нему не починят.

Недавние компроматы показали одну очень грустную вещь: уровень компетенции и стиль управления «ГМ» ничем не отличаются от того, что было в 90-е годы при Шеварднадзе. Те же безыдейные чиновники, прокуроры, говорящие о «сходняках», «разборках» и «фраерах», полицейские чины, которые не испытывают никакой антипатии к криминалам.

Нет ничего своего – твердого, убежденного, принципиального. Сегодня, если надо, будем ругать легализацию марихуаны, а завтра утром, когда указание поменяется, резко сменим пластинку, забыв, что говорили вчера. И пусть никого не удивляет, что результаты правления «Мечты» не такие ужасные, как последствия власти Шеварднадзе – дело тут вовсе не в компетентности «Мечты», а в том, что им кое-что готовое все-таки досталось в наследство. Это в отличие от Шеварнадзе, который приехал в совершенно разоренную и разграбленную страну.

Сегодня «Мечта» пытается делать хорошую мину при плохой игре, и от этого выглядит совсем уж пошло: в ответ на разгромные аудиозаписи проверяют законность их появления, кто записал и с какой целью, строят возмущенные лица – мол, как так можно, сериалы устраивать по ТВ?

Особую пикантность этой невесть откуда взявшейся моральной чистоплотности придает то обстоятельство, что речь идет о партии, которая пришла к власти на пропаганде, лжи и – конечно же, видеокомпроматах. А сейчас «мечтатели» удивляются – искренне, чисто, с праведным возмущением на откормленных, как на убой, лицах: «Как вы могли о нас такое подумать? Мы же не такие, мы хорошие».

Потом пару раз дежурно напомнить, кто тут у нас плохой, а затем – снова молоть языками о «восстановлении попранного достоинства», о неслыханном экономическом росте» и о том, что народ при «ГМ» вздохнул свободно. «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек» – это не вы написали? Нет? А я думал, что вы. Опять про море...

Что ж, не обижайтесь. Как вы – так и к вам. Каков привет, таков ответ. Пришли к власти на пропаганде и компроматах? Что ж, терпите, что кто-то выкинет такую штуку и в отношении вас.

Самое обидное, знаете что? Столько времени потеряно, и еще, черт его знает, сколько придется потерять, пока наконец народец не проснется и не пошлет «мечтателей» на свалку истории. А ведь у Бидзины были все шансы на успех, так как совпало несколько факторов – гигантское доверие со стороны избирателя, огромный авторитет в своей партии, готовое и эффективно действующее государство с высоким уровнем безопасности и хорошим инвестиционным климатом.

Но, увы, шанс использован не был. В итоге после того, как «Мечта» рано или поздно с позором уйдет – о ней и вспомнить будет нечего. Ее не будут ругать, ее не будут хвалить, о ней не будут спорить. Просто в день, когда «Мечты» не станет, все обернутся друг на друга с единственным вопросом – «Что это вообще было?..»

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции