Окна абхазских возможностей

Справа налево: Олег Лакоба, Олег Барциц, Петр Береза, Аслан Жанава

Об итогах участия Абхазии в российской агропромышленной выставке «Золотая осень», о перспективах абхазского павильона на ВДНХ и о неработающем соглашении между телевизионным холдингом Венесуэлы «Телесур» и Абхазской государственной телерадиокомпанией шла речь на пресс-конференции в Сухуме.

Выставка «Золотая осень – 2018» проходила с 10 по 13 октября в Москве в нескольких павильонах ВДНХ. Абхазию представляли 22 компании, причем претендовали на участие в выставке 42. Это значительно больше, чем в прошлом году, когда участников из Абхазии было всего 14. Номинировались 24 бренда, из них 21 был отмечен наградами: 11 – золотыми, три – серебряными и пять – бронзовыми. Абхазия участвует в выставке в седьмой раз, и в пятый раз была удостоена гран-при наряду с Японией как страна – иностранный участник.

Торговый представитель Республики Абхазия в Российской Федерации Олег Барциц сообщил на пресс-конференции в Ассоциации работников СМИ Абхазии (АРСМИРА), что деятельность торгпредства направлена на создание условий для появления абхазских товаров на российском рынке. При существующем режиме санкций, применяемых к России, участие в программе импортозамещения является для Абхазии открывшимся окном возможностей. Вместе с тем Российская Федерация до сих пор не сняла ограничения на ввоз продукции из Абхазии. Есть ли в таких условиях смысл настраиваться на продвижение абхазских товаров на российский рынок?

Your browser doesn’t support HTML5

Окна абхазских возможностей

Отвечая на этот вопрос, Олег Барциц сказал: «Мы в деловой части нашей программы на выставке имели беседу с российскими чиновниками, чиновниками Министерства сельского хозяйства, Россельхознадзора. На данный момент отправлено несколько писем в адрес соответствующих структур, и мы получили заверения о том, что в ближайшее время они будут рассмотрены. Кроме того, меня информировали наши экспортеры, в частности, производители цитрусовых, что уже разрешен проезд большегрузных автомобилей, но сохранился целый ряд ограничений на перемещение нашей сельхозпродукции частным порядком».

Он заявил, что торгпредство будет заниматься этой проблемой, но обратил внимание на то, что абхазские чиновники, в свою очередь, должны заблаговременно решать подобные вопросы.

Известная проблема абхазских производителей заключается в том, что они не могут поставлять на российский рынок сколько-нибудь значительные партии продукции, поэтому крупные торговые сети отказываются с ними сотрудничать. Исполнительный директор Международного культурно-делового центра (МКДЦ) Республики Абхазия Олег Лакоба считает: «На каждый объем можно найти своего покупателя. Мы привыкли ориентироваться на крупные сети, на рейтейлеров. У них очень жесткие условия поставки, мы это уже прошли и отказались от этого. Сейчас есть небольшие сети магазинов, по 200-300 магазинов, которые делают упор на экосегмент. Это очень популярное направление, москвичи, и не только москвичи, ходят, смотрят, покупают дороже, но понимают, что это чистая продукция. Вот это, по-моему, наша тема и наше направление, поэтому мы с нашими объемами должны адресно обращаться сюда, здесь помягче условия поставки, а по экологическим стандартам мы проходим».

Абхазия должна ориентироваться на создание большого числа небольших предприятий, считает директор по развитию МКДЦ Петр Береза. Например, у нашего восточного соседа действуют более 200 микровиноделен, почему бы Абхазии не иметь, скажем, сто. Нынешняя выставка показала, что абхазские маленькие винодельни могут выступать успешно наряду с признанными и крупными абхазскими производителями.

На вопрос о том, что сдерживает рост небольших агропромышленных предприятий, ответил Аслан Жанава, главный специалист Министерства экономики Республики Абхазия: «Сырьевая база у нас в Абхазии, к сожалению, отсутствует. Нам нужно развивать рынок поставщиков, нужно создавать такие ведомства, которые будут проводить лабораторные исследования. Все мы знаем, что наша продукция экологически чистая, но нужно соответствующее подтверждение, нужен ряд сопроводительных разрешительных документов, которые позволят нашей продукции выйти на российский рынок. Чтобы это осуществить, в Абхазии надо создать лабораторию, которая будет качественно исследовать нашу продукцию и выдавать соответствующую документацию. Это одно из важных условий».

О создании лаборатории, которая должна сертифицировать абхазскую продукцию, говорится давно, по крайней мере, с 2014 года мы об этом слышим, однако ситуация не меняется. Аслан Жанава сообщил, что на создание лаборатории требуется около 100 млн рублей. Денег нет, лаборатории тоже.

Олег Барциц рассказал и о работе по реконструкции и реставрации одного из павильонов на ВДНХ, который должен стать культурно-деловым центром и визитной карточкой Абхазии. С правительством Москвы было подписано соглашение сроком на 47 лет, которое предполагает проведение восстановительных работ на средства правительства Москвы. По словам Олега Барцица, Абхазия получила, по сути, беспроцентную ссуду в размере 270 млн рублей и должна будет «выплачивать ее небольшими равными платежами» на протяжении 47 лет.

Что же касается соглашения между крупнейшим венесуэльским телевизионным холдингом «Телесур» и правительством Республики Абхазия «О сотрудничестве в сфере коммуникаций и обмена информацией», оператором которого является Абхазская гостелерадиокомпания, то оно не работает. Компания «Телесур» вещает на 26 стран мира, и это соглашение, подписанное в марте 2017 года, создало, по словам Барциц, прекрасные условия для продвижения информации об Абхазии. Однако за полтора года ни одного продукта «Телесур» от АГТРК не получил.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия