– Часто ли нарушаются ваши права, если да, то какие?
Валерий: Мы не замечаем, но бывает, что на каждом шагу они нарушаются. Мы же к этому привыкли, поэтому особо не обращаем на это внимание. Но хотелось бы, чтобы был порядок. Я сам водитель и очень часто вижу, что недобросовестные водители на дорогах паркуют машины не там, где нужно, не пропускают пешеходов, проезжают на красный свет. Надо сокращать эти нарушения.
Мужчина: У нас с самого начала даже Конституция дискриминационная, даже Конституция, где записано, что президентом может быть только абхаз. По национальному признаку выбирают президента, ни в одной стране мира нет такого. Что тут говорить, везде нарушения прав человека.
Оксана: Не было таких ситуаций, когда можно было какие-то претензии предъявлять. У нас все нормально.
Your browser doesn’t support HTML5
– Претензии кому предъявлять?
Оксана: К обществу, к правительству. У нас все нормально. Права наши не нарушатся. Мы живем хорошо, дружно. Я, например, здесь родилась, живу здесь всю свою жизнь. И никогда в жизни не было никаких нарушений.
Манана Гургулия: Есть проблемы, к примеру, с правами заключенных, потому что у нас много проблем с пенитенциарной системой, у нас люди, которые получают разные сроки и в разных режимах должны находиться, не все находятся в СИЗО. Это прямое нарушение. У нас есть проблемы с выдачей паспортов. Там очень много проблем в нормативно-правовой базе. Поэтому люди сталкиваются с очень серьезными проблемами. Это явное нарушение, безусловно, прав человека. Бывают проблемы в сфере образования, потому что образование у нас считается бесплатным, там возникают какие-то проблемы. Я не могу сказать, что в Абхазии катастрофическая ситуация, все-таки более или менее, можно сказать, что у нас нормально обстоят дела. Но если брать какие-то конкретные сферы, то, конечно, можно приводить примеры. А что касается меня, как журналиста, то иногда нарушается, к примеру, мое право на доступ к информации, потому что в одних структурах, которые должны быть, наоборот, заинтересованы в том, чтобы предоставлять нам информацию, ее бывает очень сложно найти, достать, в других – немного легче. С этим тоже есть проблемы. Все хорошо знают, что у нас есть закон о доступе к информации.
Гия: Нет, никакие мои права не нарушаются, ни свобода слова, ни свобода вероисповедания, свобода выбора. Никакие наши права не нарушаются. Я не открою Африку, если скажу, что Евросоюз и США не признают независимость Абхазии. Поэтому с абхазским паспортом не во все страны можно получить визу. Это всем известный факт.
Ахра Бжания: Нарушаются права пешеходов, когда наши автовладельцы себя безобразно ведут на своих транспортных средствах. Достаточно постоять на любом перекрестке 10 минут, и все вы увидите, как мы неуважительно по отношению друг к другу себя ведем. Нарушаются права людей, которые с хорошими дипломами, качественным образованием по конкурсу, которого нет, не могут никуда попасть на работу. Это их права нарушаются. Их родители, которые вложили деньги в их образование. Наверное, нарушаются права молодых предпринимателей или бизнесменов, у которых хорошие идеи, но которые не могут их продвинуть. Чтобы их продвинуть, нужно иметь какой-то зверский блат или не знаю что. По-моему, главное нарушение прав – это нарушение вашего права на самореализацию. Это нарушение прав я вижу в Абхазии.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия