Три кандидата и гуру менеджмента

Саломе Зурабишвили, Давид Бакрадзе и Григол Вашадзе по стечению обстоятельств и воле Общественного вещателя оказались в одной студии под занавес избирательной кампании

Генеральная репетиция перед моментом истины: кандидаты в президенты Грузии, которые, согласно различным исследованиям, имеют наибольшие шансы победить на выборах, сошлись лицом к лицу в теледебатах на Общественном вещателе.

Трое бывших министров иностранных дел собрались, чтобы убедить общественность в собственной безальтернативности. Саломе Зурабишвили, Давид Бакрадзе и Григол Вашадзе по стечению обстоятельств и воле Общественного вещателя оказались в одной студии под занавес избирательной кампании. Задача перед каждым стояла непростая: за полтора часа эфирного времени успеть доказать потенциальным избирателям собственное превосходство над соперниками и как можно сильнее уязвить оппонентов. Ставки высоки, на кону президентский дворец. И не столь важно, останется он (дворец) в распоряжении победителя или нет, сам факт победы на предстоящих выборах каждого из претендентов грозит изменить политическую ситуацию в стране.

Your browser doesn’t support HTML5

Три кандидата и гуру менеджмента

«Я европейка и иду для того, чтобы была новая и спокойная Грузия» – это основной посыл Саломе Зурабишвили, на котором она построила свою предвыборную стратегию, от которой не отступала и в ходе дебатов. Вообще, потомок эмигрантов первой волны не особо жалует публичные дискуссии, но в студию все же пришла. Вечно игнорировать вызовы от своих оппонентов она не могла.

Обращение Зурабишвили к нации было довольно предсказуемым:

«Сегодня я, в принципе, не должна была быть здесь, исходя из того, какого рода кампания проходила со стороны тех людей, которые говорят, что не хотят противостояния и мести. Однако, так как я уважаю своего избирателя, я решила быть здесь несмотря на это. Сегодня проходят выборы президента, а не какой-либо политической силы, поэтому я представлена перед избирателями как ребенок той эмиграции, которая объявила независимость один век назад, и продолжением этой независимости является завершение советского периода. В то же время я являюсь европейкой и иду для того, чтобы была новая и спокойная Грузия».

Некоторую сумбурность заявления многие списали на особенности владения кандидатом государственным языком. Саломе Зурабишвили не раз ставили в упрек то, что на грузинском она говорит с трудом, совершая ошибки не столько грамматические, сколько смысловые, и за которые правящей партии, безоговорочно поддержавшей независимого кандидата по призыву Бидзины Иванишвили, довольно часто приходилось оправдываться.

Выпад в речи Зурабишвили был вполне адресным – под теми, кто «не хочет противостояния и мести», прямо подразумевались оппоненты. Один из них – кандидат от «Европейской Грузии» Давид Бакрадзе использовал этот посыл в своем обращении к народу:

«Мы являемся той политической силой, и я – тот кандидат, который заявляет, что мы обязательно победим нынешнюю власть, обязательно поведем страну вперед и сделаем это безо всякого противостояния, мести и расчета».

Впрочем, расчет все же был: с собой Бакрадзе захватил предвыборный буклет Саломе Зурабишвили, чтобы развенчать ее образ «европейского мессии»:

«Это ведь ваш предвыборный буклет, госпожа Саломе? Он начинается с предков, потом говорится о детстве, Париже и заканчивается вновь предками. А в самой маленькой части, которая касается будущего, госпожа Саломе говорит о том, что из уважения к своим предкам она станет президентом, она хочет быть президентом и она будет президентом. Госпожа Саломе, тут нет ни слова о народе. Я уважаю ваших предков и очень люблю своих, но где ваши задачи? Президентом надо становиться не с благословения предков, а с благословения грузинского народа».

Третий участник дискуссий – представитель коалиции «Сила в единстве», но который, волею ЦИК, в бюллетенях будет указан как кандидат от «Единого национального движения», – Григол Вашадзе уверен, что благословение народа будет именно с ним. Мстя Центризбиркому за привязку к «Нацдвижению», Вашадзе называл Зурабишвили исключительно кандидатом от «Грузинской мечты».

При этом бывшему дипломату и его команде явно пришлось менять тактику ведения дебатов, учитывая посылы отца-основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили, давшего большое интервью днем ранее. Опираясь на тезисы интервью, Григол Вашадзе нарисовал избирателям мрачную картину ближайшего будущего, если Бидзина Иванишвили сумеет посадить на главное кресло страны свою протеже:

«Я представляю объединенную оппозицию, в которой объединены 11 политических организаций, и хочу сказать, что мы встретились, говорили с тысячами людей, продолжаем это (делать), и вся Грузия напугана вчерашним интервью, где отец-основатель т.н. «Грузинской мечты» дал одно обещание и сделал один анализ. Анализ заключался в том, что население в три с половиной миллиона живет в нищете, потому что все эти люди ленивые, бездарные, не хотят работать и не хотят себя обвинять в том, что происходит сегодня в стране. После той бесстыдной и нахальной лжи, которая была выдана после 2012 года, то положение, в котором сегодня находится Грузия, это медицинский диагноз т.н. воровской мечты».

Впрочем, самого Бидзину Иванишвили выпады в свой адрес, видимо, не особо трогают. Председатель правящей партии демонстративно принял участие в итоговой встрече с избирателями независимого кандидата и сидел рядом с Саломе Зурабишвили. В зале также присутствовал весь цвет «Грузинской мечты», включая премьера Мамуку Бахтадзе, который не упустил возможности выразить благодарность лично отцу-основателю за то, что в Грузию вернулся портрет царя Теймураза Второго, и госпоже Зурабишвили, которая, если верить Иванишвили, должна вернуть стране былое величие.

Сам Бидзина Иванишвили уверен, что его ставка на Зурабишвили себя оправдает на 100%:

«Даже по самым пессимистическим прогнозам Саломе Зурабишвили обязательно выигрывает второй тур. Давайте не превращать оставшееся время в лишние эмоции. Завершим выборы в первом же туре. Еще раз прошу сторонников «Грузинской мечты» проявить максимальную мобилизацию, отставить все вопросы, что Саломе Зурабишвили не является членом «Грузинской мечты». Давайте объединимся, быстро завершим выборы и максимально быстро начнем строительство страны».

Что мешало «Грузинской мечте» начать строительство страны, не дожидаясь очередных выборов президента, который, согласно новой редакции Конституции, «строительными» функциями обладать фактически не будет, Бидзина Иванишвили не объяснил. Избирателям, очевидно, предлагают просто довериться главному политику и бизнесмену страны. Ведь менеджмент – его конек.