В последнее время на сухумских улицах все чаще можно увидеть темнокожих молодых людей. Несмотря на то что Абхазия географически расположена довольно далеко от африканского континента, такое явление не ново, ведь уже на протяжении нескольких веков на территории страны живут африканцы.
О том, что в уже XIX веке здесь жили африканцы, слышал, наверное, чуть ли не каждый житель Абхазии. Но о том, как именно и почему эти люди попали на Черноморское побережье, существует множество легенд, каждая из которых хоть и датируется по-разному, но, возможно, по-своему верна.
Согласно одной легенде, легендарные нарты ходили в большой поход на полуостров Сомали, после которого вернулись на Кавказ с десятками темнокожих провожатых, часть из которых впоследствии осталась жить в абхазском селе Адзюбжа. Другая легенда рассказывает о причастности Петра I к появлению здесь африканцев: якобы российский император ввозил в Россию много арапов, а тех из них, кто не смог адаптироваться к суровым холодам Санкт-Петербурга, он дарил абхазским князьям. Существует также версия, что причиной появления африканцев в Абхазии послужило крушение во время шторма вблизи абхазских берегов османского корабля с невольниками, спаслись и основали здесь свое поселение. И, наконец, последняя легенда повествует о том, что князья Шервашидзе-Чачба ввезли на территорию Абхазии несколько сотен чернокожих рабов для работы на мандариновых плантациях.
Your browser doesn’t support HTML5
В вопросе этнического происхождения африканцев единого мнения тоже нет: абхазские темнокожие могут происходить от египтян или от эфиопских иудеев.
Но, несмотря на все эти разнообразные версии, достоверно известно, что уже в XIX веке африканцы хорошо ассимилировались в Абхазии: они перемешались с местным населением, прекрасно говорили по-абхазски, позже и по-русски, и даже сами себя считали абхазами, чему коренные жители не противились и воспринимали без возражений. Так, например, в 1880-х годах в Адзюбже жила большая темнокожая семья: мать Халлыла с дочерьми и тремя сыновьями Амбером, Ква-Ква и Черином, которые женились на абхазских девушках. Фотографии середины 1910-х годов показывают воинов так называемой Абхазской сотни Черкесского полка Кавказской туземной конной дивизии, один из которых отличается черным цветом кожи. В советское время было много свидетельств о том, что африканцы жили в селах Адзюбжа, Кындыг, Меркула, Ачандара, Члоу и других, где занимались выращиванием разных фруктов и овощей, они также работали в Ткуарчальской угольной шахте. Помимо этого есть данные, что африканцы жили в Сухуме и работали на столичной трикотажной фабрике и в порту.
С религиозной точки зрения точно так же, как и коренное население страны, абхазские африканцы были очень пестрыми: среди них встречались не только христиане и мусульмане, но даже иудеи. Потомки выходцев из Африки до сих пор живут в Абхазии, только они настолько ассимилировались, что различить их уже невозможно.
История имеет свою цикличность, и сегодня, как несколько веков назад, на улицах Сухума снова можно увидеть темнокожих людей. В целом их около 30 человек, в основном это молодые мужчины из Республики Конго и Южно-Африканской Республики, которые учатся в России, а в Абхазии находятся по туристическим визам сроком на один месяц.
Как и раньше, появление африканцев в Абхазии в большинстве случаев не связано с сознательным выбором, а, скорее, является вынужденной мерой: чтобы продлить миграционную карту, которая действует всего 90 дней и оформление которой является обязательной процедурой для тех, кто хочет остаться в России легально, необходимо пересечь границу с любым другим государством. Самым удобным и дешевым в этом смысле вариантом является Абхазия, чем многие и пользуются.
Но есть и другие примеры, когда африканцы остаются в Абхазии работать. Так, футбольный клуб «Динамо» Сухум принял в свой состав Арнауда Стефана Тчиенге из Камеруна и Стивена Адеподжу из Нигерии.
20-летний Арнауд Стефан Тчиенге рассказал: «Я по профессии футбольный менеджер, живу в Москве почти два года. Вначале я приехал в Абхазию, чтобы отдыхать, но я футболист и познакомился с человеком, который мне рассказал про клуб «Динамо» Сухум, поэтому я приехал сюда, чтобы попробовать. Сейчас получилось, и у меня еще много времени здесь есть. В Сухуме очень хорошо, люди добрые, приветливые, и я могу сказать, что у меня будто родственники здесь есть. Мы случайно познакомились, но сейчас это люди, которых я считаю как маму, папу и брата».
Но не все истории одинаковые: например, 22-летний Стивен Адеподжу приехал в Абхазию из Нигерии специально, чтобы играть в футбол. О том, как получилось, что теперь в абхазском футбольном клубе играет нигериец, рассказал президент «Динамо» Сухум Астамур Адлейба: «Стивен Адеподжу играл в нигерийском третьем, по-моему, дивизионе. Приехал сюда его агент и сказал, что у него есть бесплатный футболист – он контракта не требует, то есть он приезжает, и нужны только зарплата и жилье. Мы пришли, посмотрели, оказался интересным парнем, и мы его взяли в команду. Он в основном составе является защитником. И сейчас второй (имеется в виду Арнауд Стефан Тчиенге) тоже претендует на место основного игрока – центрального защитника. У нас еще в команде были какие-то внутренние проблемы, была нехватка футболистов. Мы их взяли. Они молодые ребята, 20 лет, очень скромные, великолепно себя ведут, выполняют все требования старшего тренера. Мы всем довольны».
Появление африканцев на улицах города стало важной темой для разговора среди местных жителей и в целом очень позитивно воспринимается горожанами.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия