Как в Абхазии борются за пальмы

По всей Абхазии начались мероприятия по борьбе с долгоносиком

«О, море в Гаграх, о, пальмы в Гаграх! Кто побывал, тот не забудет никогда…» Многим на постсоветском пространстве знаком этот сочиненный неизвестным автором, бог весть когда, бессмертный гимн курортной Гагре, а заодно и бессмертный образчик пошлости. Кстати, в шестидесятых годах прошлого века всесоюзным журналом «Кругозор» на потребу «массовому слушателю» была выпущена мягкая пластинка с записью этой не отмеченной печатью изысканного вкуса песенки. Пластинка пользовалась бешеным успехом, но сочинитель так и не предъявил после этого своих прав на «шедевр». Может, просто не дожил до дней, когда его творение обрело всенародную популярность?..

Увы, в наши дни слова про «пальмы в Гаграх» воспринимаются уже с привкусом горечи, ибо над всеми пятью тысячами пальм, украшающих курортное побережье Абхазии, нависла смертельная угроза – до них транзитом через олимпийский Сочи из Италии добрался красный пальмовый долгоносик. И началось нашествие этого инвазивного вредителя на Абхазию как раз из Гагрского района, «с платформы Цандриш», как говорил три недели назад на пресс-конференции в Сухуме председатель республиканского Госкомитета по экологии и охране природы Савелий Читанава.

О первых пострадавших пальмах в окрестностях Гагры общественности стало известно еще года полтора назад. И многие до самого последнего времени надеялись, что пронесет, что до остальных пальм республики прожорливый долгоносик не доберется.

Your browser doesn’t support HTML5

Как в Абхазии борются за пальмы

Не пронесло. Хотя, по словам того же Читанава, дальность полета пальмового долгоносика не превышает пяти километров. Но если в эпоху глобализации этот жук – поедатель пальмовых стволов «научился» преодолевать моря и океаны, то что ему каких-то сто километров от Гагры до абхазской столицы! Как невесело шутят сухумцы, добрался к нам автостопом. Причем расположенные на этом пути Гудауту и Новый Афон с их пальмами «миновала чаша сия», но нет никакой уверенности, что в будущем долгоносик не устранит свое упущение…

После того как в прошлом месяце в Сухуме пришлось начать вырубку и уничтожение пораженных долгоносиком пальм, была создана правительственная комиссия, в частности, для спасения абхазских пальм, забила тревогу общественность.

С 30 октября в Сухуме по распоряжению комиссии работает бригада по борьбе с долгоносиком. Началась обработка пестицидами крупноствольных пальм, независимо от того, поражены они долгоносиком или нет. Препараты согласованы со специалистами. Это в основном пиретроидный инсектицид «Карачар», разбавляемый водой. На одну пальму уходит десять литров вещества, которое с помощью подъемного крана заливается вовнутрь ствола через срезанную верхушку. Часть имеющихся пестицидов направлена в Гагру.

Директор фонда «Горная Абхазия» Тенгиз Тарба бросил клич и организовал в помощь государству сбор средств для приобретения пестицидов и оборудования, которые необходимы, чтобы сохранить пальмы республики. Для решения этого вопроса нужно ежегодное финансирование от восьми до шестнадцати миллионов рублей в течение двух-трех лет.

2 ноября в Русском театре драмы имени Фазиля Искандера прошел благотворительный концерт известного российского и абхазского певца и композитора Александра Шоуа, весь сбор от которого направлен на борьбу с вредителем, уничтожающим пальмы Абхазии. «В моей жизни это первый опыт проведения таких мероприятий здесь, дома, – сказал после концерта Шоуа. – И поскольку продажа билетов проходила всего два дня, я считаю, те 230 тысяч рублей, которые мы собрали, фантастическим результатом».

А вчера в войне, объявленной пальмовому долгоносику в Абхазии, появился, к сожалению, и первый пострадавший человек. Во время обработки пальм пестицидами у здания Сухумского государственного колледжа рабочий получил электрическую травму.

«Это случилось, когда молодой человек обрабатывал пальму специальным прибором. Хорошо, что он сам руками не взялся за дерево, но все же получил удар, его забрала «скорая», – рассказала директор колледжа Светлана Габлия. Напомню, что буквально в прошлую пятницу 2 ноября в моем репортаже «Время опасных находок» на «Эхе Кавказа» Светлана Габлия рассказывала про обнаруженный во дворе колледжа во время уборки неразорвавшийся снаряд от артиллерийской установки «Град» времен грузино-абхазской войны. Какая-то «опасная зона» образовалась на время вокруг этого колледжа.

Но при чем тут электроток? Ведь не вырабатывает же его пальма, ствол которой начал поедать долгоносик. Нет, конечно, но верхние листья пальмы соприкасались с электропроводами, которые протянул здесь после войны некий частник. При этом, как утверждают в Госкомитете по экологии и охране природы, пострадавший не касался руками пальмы. Обработка пальм проходит с помощью специального устройства, шланга с воронкой, через которую заливается жидкость. Видимо, жидкость провела ток через шланг. Повезло, что он еще не упал с высоты трех-четырех метров.

Пострадавшего отвезли в Республиканскую больницу, где провели полное обследование. Основная опасность заключалась в том, что электрический разряд мог повлиять на работу сердца и привести к кровоизлиянию и инфаркту, но кардиолог не увидел никаких изменений. Пострадавшему были прописаны лекарства, и его отвезли домой.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия