Скандально известного главного прокурора Грузии Отара Парцхаладзе прокуратура обвинила в избиении бывшего главного аудитора Лаши Тордия. Привлечения к ответственности Парцхаладзе по этому инциденту правозащитники добивались около полутора лет. Несмотря на это, решение Главной прокуратуры вызвало у оппонентов власти бурю негодования.
Неожиданной назвали активность прокуратуры адвокаты из Центра по правам человека, которые защищают интересы бывшего генаудитора Лаши Тордия по факту его избиения бывшим главным прокурором Отаром Парцхаладзе.
Инцидент в одном из ночных баров Тбилиси произошел полтора года тому назад. Тогда Лаша Тордия был в чине главного аудитора страны. С этого времени он и его адвокаты из Центра по правам человека утверждают, что Тордия пострадал из-за профессиональной деятельности. Аудит изучал законность сделки Парцхаладзе с мэрией Тбилиси, в результате которой принадлежащая ему строительная компания приобрела 3,5 тысячи квадратных метров земельного участка.
Your browser doesn’t support HTML5
И только накануне Главная прокуратура объявила, что предъявила Парцхаладзе обвинение по статье «насилие» в части «избиение», утверждая, что инцидент произошел на бытовой почве. Поздно вечером состоялся суд, и для Парцхаладзе в качестве меры пресечения избрали денежный залог в размере пяти тысяч лари (около двух тысяч долларов).
Глава Центра по правам человека Алеко Цкитишвили сегодня не скрывал недоумения:
«Из-за этого дела Тордия практически стал политически гонимым. Он уже несколько месяцев находится за рубежом. Примечательно, что вчера поздно ночью сначала (Парцхаладзе) предъявили обвинение и только после этого бывшему главному аудитору присвоили статус пострадавшего».
Такую поспешность адвокаты Тордия связывают с предстоящим вторым туром президентских выборов и пошатнувшимся рейтингом правящей силы «Грузинская мечта».
А имя бывшего главного прокурора Отара Парцхаладзе стало для оппонентов власти как нарицательным, так и «собирательным» для характеристики правления «Грузинской мечты». «Дурная слава» преследует Отара Парцхаладзе последние пять лет. Он оказался самым «краткосрочным» главным прокурором Грузии – на скамье главного обвинителя Парцхаладзе не продержался и сорока дней. Правительство «Грузинской мечты» назначило его главным прокурором 23 ноября 2013-го, а 30 декабря того же года Парцхаладзе подал в отставку.
Постаралась оппозиция, вскрыли несовместимый с должностью прокурора эпизод из биографии Парцхаладзе. В 2001 году в Германии он был осужден по статье «воровство с разбоем». Сам Парцхаладзе утверждает, что он был осужден не за то, что украл кроссовки, как настаивает оппозиция, а за драку с полицейским. Опять драка, но уже с грузинским, в момент инцидента, высокопоставленным чиновником стала причиной сегодняшнего привлечения бывшего главного прокурора к правосудию.
И хотя привлечения Парцхаладзе к ответственности все это время неустанно добивались оппозиция и представители гражданского сектора, нынешний поступок власти они оценивают как попытку «Грузинской мечты» до второго тура президентских выборов как-нибудь ослабить волну недовольства избирателей. Ведь за это время имя Парцхаладзе стало фигурировать в нашумевших делах о коррупции, «отжатии» денег у бизнеса, в которых Парцхаладзе фигурирует как «исполнитель» и даже «каратель» непослушных бизнесменов.
26 октября на встрече с журналистами председатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили посоветовал не усугублять ситуацию по вопросу Парцхаладзе. В тот момент он не понимал, почему должен наказывать Парцхаладзе: «человек пять лет старается делать бизнес». И хотя по поводу того, как он сколотил имущество, у Бидзины Иванишвили тоже были вопросы, в деле с избиением главного аудитора Лаши Тордия они у него не возникали:
«Тордия тогда был главой службы Госаудита, он был пьяным и вел себя не менее агрессивно, чем Парцхаладзе. Дело пока не закончено, а с соображениями о том, как трезвый Парцхаладзе устроил дебош пьяному Тордия, я тоже не согласен».
Тогда Иванишвили посоветовал дождаться итогов следствия, пообещал, что никого не станет покрывать. И сегодня представители правящей силы говорили о том, что при «Грузинской мечте» перед законом все равны.
В стане оппозиции привлечение Парцхаладзе к ответственности, которое предусматривает штраф или полезный труд для общества, сочли предвыборной сделкой и «агонией властей», как выразился депутат от «Европейской Грузии» Серги Капанадзе. Недовольны и представители гражданского сектора: в лучшем случае Парцхаладзе должен был быть обвинен по статье «нападение на должностное лицо из-за его деятельности». По мнению главы грузинского филиала Transparency International Эки Гигаури, в деле бывшего главного прокурора остаются вопросы:
«У общества были вопросы по поводу того, правда ли Парцхаладзе вступал в сговор с должностными лицами в мэрии Тбилиси для получения прибыли, о чем говорил Госаудит. Есть вопросы по поводу его вероятной причастности к избиению бывшего министра спорта (Левана Кипиани), против него не одно, а четыре дела должны быть возбуждены по разным статьям».
В Главной прокуратуре заявляют, что по всем нашумевшим делам, в которых фигурирует имя Парцхаладзе, тоже ведется следствие. Первое предварительное слушание назначено на 20 декабря.