Мэрия Тбилиси просит Малхаза Мачаликашвили и Зазу Саралидзе изменить место проведения акции. У здания парламента, где протест отцов длится последние два месяца, столичные власти намерены установить новогоднюю елку. Между тем сегодня же был вынесен приговор следователю Мерабу Морчадзе в рамках дела, относящегося к убийству сына Зазы Саралидзе.
Заза Саралидзе сам обратился в мэрию 1 ноября: внес заявку, чтобы получить разрешение на продление акции до 31 декабря. Впрочем, столичные власти ответили отказом, мотивировав это тем, что 7 декабря у здания парламента будет установлена новогодняя елка. Отцы – так сокращенно называют в Грузии Зазу Саралидзе и Малхаза Мачаликашвили – считают аргумент мэрии недостаточно убедительным и говорят, что не планируют покидать территорию:
«Мы не уйдем отсюда, пока справедливость не будет восстановлена, пока убийцы наших детей не понесут наказания. Нам совершенно не мешает новогодняя елка. Пусть ставят ее, дети будут радоваться – они и наши дети тоже, мы так считаем. Мы боремся за их будущее, потому что наших детей у нас забрали, убили».
Your browser doesn’t support HTML5
В свою очередь мэр столицы Каха Каладзе подтвердил: да, заявка была и, да, мэрия отцам отказала:
«Мы в соответствии с законом объяснили им, что использовать данное место будет невозможно в этот период, т.к. мэрия готовится к новогодним мероприятиям. Они могут найти другое место в городе, чтобы не мешать друг другу - им будет предоставлено это право, никаких проблем не возникнет».
На вопрос, что планирует сделать мэрия, если отцы все-таки продолжат протестовать у здания парламента, Каладзе лаконично ответил:
«Закон. Закон – это самый простой выход для всех».
Между тем сегодня суд признал виновным Мераба Морчадзе – следователя, работавшего над делом об убийстве подростков. Он был задержан в июне по обвинению в оказании давления на свидетеля. На основании процессуального соглашения Морчадзе был приговорен к двум годам условно и освобожден в зале суда.
Заза Саралидзе считает, что Морчадзе изначально задержали просто для того, чтобы как-то снизить градус возмущения в обществе:
«Все это проделки (Мирзы) Субелиани. Задержав кого-то, они думали, что остановят меня. Но я требую наказать убийц моего сына. Почему задержали Морчадзе, признали виновным – я не знаю. Я вообще не знаю, кто он такой».
В «Европейской Грузии», которая представляла большинство в парламентской следственной комиссии, расследовавшей дело об убийстве подростков, придерживаются аналогичного мнения. Морчадзе – это одна из незначительных деталей этого дела, сказал сегодня Серго Ратиани:
«Этим (задержанием) они тогда пытались только растянуть время и увести следствие в другом направлении. Главное, что они должны были сделать, – задержать М. К. Но прокуроры и следователи покрывают (виновных), а дело остается незавершенным».
Первого декабря исполнится год со дня громкого убийства подростков на улице Хорава. Последние шесть месяцев Заза Саралидзе ведет активную деятельность, чтобы виновные в убийстве его сына, которых, как он полагает, покрывают высокопоставленные чиновники, понесли наказание. Вместе с ним требует восстановления справедливости и Малхаз Мачаликашвили – отец убитого в ходе спецоперации в Панкиси Темирлана Мачаликашвили. С 10 сентября отцы и их единомышленники протестуют в перманентном режиме у здания парламента. 7 ноября на проспекте Руставели параллельно с их акцией прошла другая, целью которой, по словам ее участников, было напомнить о преступлениях прошлых властей и не допустить их возвращения. В качестве одного из организаторов этих акций выступает мать застреленного полицейским в 2004 году юноши – Ия Метревели. Между акцией против «этих» и акцией против «прошлых» властей 7 ноября был выставлен полицейский кордон. Малхаз Мачаликашвили сегодня опубликовал пост в социальной сети Facebook.
«Я хотел пройти через этот кордон и спросить у этих людей и у самого себя: как мы могли дойти до этого? Но в той напряженной ситуации я не смог этого сделать. Не знал, как меня поймут. Я в борьбу за справедливость включился только из-за того, что потерял Темирлана (...) Но эта трагедия и борьба помогли мне посмотреть на несправедливость, как на общую проблему. За этот период я встретился со множеством людей, детей которых убили в разное время и при разных правительствах, которых незаконно наказывали, делали бедняками, унижали их достоинство. Я соболезную семьям Робакидзе, Гиргвлиани и другим, у кого убили детей. То, что их лишили жизни, – вина и тяжелые ошибки прошлых властей. Их боль – моя боль. А моя – должна стать и их болью. Я думаю, что нам нечего делить», – пишет на своей страничке Малхаз Мачаликашвили.