В Москве прошло заседание Межправительственной комиссии по социально-экономическому сотрудничеству между Южной Осетией и Российской Федерацией с участием югоосетинского президента Анатолия Бибилова. Российскую часть комиссии возглавил Виталий Мутко, югоосетинскую – премьер Эрик Пухаев.
По информации пресс-службы президента Южной Осетии, Анатолий Бибилов в ходе общения с участниками МПК так обозначил контуры инвестиционной программы на следующий год:
«Республике нужна хорошая дорожная инфраструктура, мы продолжим работу в данном направлении. Растет население, а значит, нужно строить детские сады, жилье. Также необходимо повышать качество медицины, образования, кадрового потенциала».
Your browser doesn’t support HTML5
Иными словами, в основном будут строить дороги и жилье. Правительство уже не раз заявляло о планах по возведению многоэтажного района на южной окраине Цхинвала. По словам советника президента Вячеслава Гобозова, выбор объектов для инвестпрограммы на следующий год понятен, жилищная проблема на сегодняшний день – одна из самых острых в республике:
«До сих пор мы восстанавливали жилье, разрушенное в ходе пятидневной войны 2008 года. Но это лишь часть разрушенных домов. Их разбивали с 1991 года в периодически вспыхивавших вооруженных противостояниях. Многие дома за время конфликта стали ветхими, пришли в негодность. И в этих домах создавались новые семьи, рождались дети, что еще более усугубляло жилищную проблему. Та же история и с дорогами, которые за двадцать лет конфликта пришли в запустение. Конечно, определенные изменения произошли в результате восстановительных работ и инвестпрограмм прошлых лет, но они по-прежнему остаются одними из самых животрепещущих проблем».
По словам Вячеслава Гобозова, в Южной Осетии нет рынка нового жилья, потому что нет системы ипотечного кредитования и строительных компаний, способных возводить многоэтажные дома на коммерческой основе. Поэтому пока жилищную проблему можно решать только в рамках инвестпрограммы.
Что бросилось в глаза: никто из участников межправительственной комиссии не назвал ни предполагаемого количества объектов, ни денег, которые будут выделены Москвой на реализацию инвестпрограммы. Почему так, «Эхо Кавказа» спросило у бывшего министра экономического развития Вильяма Дзагоева. Он отметил, что цифры, скорее всего, еще никто не знает, и объяснил, как происходит формирование инвестпрограммы:
«На межправкомиссии определили, куда двигаться. Это дороги, жилье и так далее. Участники рабочей группы с российской и югоосетинской стороны выделяют наиболее важные объекты и проводят укрупненный расчет затрат.
Далее, после этого укрупненного расчета, выходят с предложением к российскому Минфину, мол, мы хотим столько-то объектов, общая сумма такая-то. Потом Минфин сверяет его с бюджетом Российской Федерации – сколько на эти цели в бюджете можно найти средств, а затем либо дает добро, либо утверждает усеченный вариант, а может и, наоборот, еще и накинуть сверху. Это в порядке вещей. Согласно этой сумме делают сметы на объекты, и потом уже озвучиваются объекты и расходы».
Российский финансовый год заканчивается 25 декабря. К этому времени, говорит Вильям Дзагоев, рабочая группа должна представить перечень объектов и приблизительный расчет. А уже в первом квартале следующего года Минфин России уточнит сумму, и начнется работа по оформлению проектно-сметной документации.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия