В понедельник, 19 ноября, в Шалинском городском суде должны продолжиться заседания по делу Оюба Титиева. Процесс, начавшийся в июле, все еще далек от завершения. Несколько месяцев шел допрос свидетелей обвинения. Последние надели своих свидетелей представляла защита Титиева. Возможно, завтра эта стадия будет закончена, и показания в суде начнет давать сам Оюб.
Но впереди как минимум еще стадия представления письменных доказательств и прения сторон. При максимум двух судебных заседаниях в неделю процесс может не закончиться в этом году.
«Из Чечни – только хорошие новости!» – такова была очевидная причина фабрикации дела Оюба Титиева. «Мемориал» был одним из немногих источников непарадной, неглянцевой информации из республики, источником проблем для ее руководства. Об этом сетовали в прошлом декабре спикер чеченского парламента Магомед Даудов, а в январе – глава республики Рамзан Кадыров. Было сказано: тот, кто «выносит сор из избы», – враг народа, а ему, его работе нет места в Чечне. Было сказано, что за него будет отвечать его семья. Что вообще-то с такими врагами раньше разобрались бы просто: «салам алейкум, и все!», но в условиях «моратория на смертную казнь» придется их «изолировать от здорового общества».
Your browser doesn’t support HTML5
Прошел почти год после этих слов и ареста Оюба Титиева. Что изменилось?
Оюба изолировали от «здорового общества». Но вот в суд вереницей пошли старики, его односельчане, – чтобы выступить в его защиту.
Неправильные правозащитники раздражали власти тем, что «выносили сор из избы». Но арест Оюба и суд над ним, напротив, вызвали поток публикаций, - не только о подсудимом, но и о его работе, и об «изнанке» жизни в самой безопасной и благоустроенной республике.
Офис «Мемориала» в Грозном закрыт, сотрудники выехали из Чечни. Однако поток журналистов, иностранцев, дипломатов, депутатов на судебные заседания не иссякает. На последнем присутствовали депутат Бундестага, секретари немецкого и французского посольств, съемочная группа «Дойче велле» и корреспондент «Зюддойче цайтунг», не считая российских журналистов и правозащитников.
В зале суда сидел в качестве наблюдателя руководитель Комитета против пыток, член президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Каляпин. Учрежденную им Сводную мобильную группу правозащитников, поддержавшую работу «Мемориала» в Чечне в 2009 году после убийства моей коллеги Натальи Эстемировой, выживали отсюда долго и упорно – понадобилось несколько погромов и поджогов. Об этом, об условиях работы правозащитников в современном чеченском «парадизе» и о том, как они постоянно взаимодействовали с Оюбом, свидетельствовали работавшие в Сводной мобильной группе сотрудники Комитета против пыток Дмитрий Утукин и Сергей Бабинец. Они появились в республике впервые за несколько лет.
19 и 20 ноября в суде ожидается выступление самого Оюба Титиева. Это непростое дело – прокурорские и судья не очень-то дают говорить о главном. Тем более важно услышать Оюба. Я буду по возможности с удвоенным вниманием следить за предстоящими судебными заседаниями.