– Сталкивались вы или ваши знакомые с проблемой буллинга, агрессии среди подростков?
Саида: Сталкивалась моя дочь, когда бывают девочки, которые хотят проявить свое лидерство. Моя дочка из той категории, у нее свое понятие лидерства. Ни в одежде, ни в показушничестве, поэтому она не признала одну девочку в классе. И вот на перемене она выходит из аудитории, а когда она заходит, весь курс сидит, куртка втоптана в грязь. И весь курс делает вид, как будто не знает, что произошло. Мы, кавказцы, реагируем по-другому, да, подключились братья. Но с кем воевать? С девочкой? Жизнь просто развела по разным курсам. Я пыталась сделать все, чтобы мой ребенок не почувствовал, что он подавлен, против него весь курс, чтобы моему ребенку не стало морально плохо. Потом та девочка перевелась в другой вуз.
Роберт Минасян: С проблемой буллинга в нашем обществе я сталкивался, в школьные годы тоже. Что делать? Либо социально всех уровнять, чтобы никто не мог говорить, хвастаться, что у него папа, дядя такой-то, у него телефон дорогой, поэтому он круче тебя и т.д. У нас есть понятие, что кто-то кого-то сильнее. Мне кажется, что социальное равенство решило бы эту проблему даже в школе. Когда ты понимаешь, что мы все равны, мы все одинаковые, не возникает желание кого-то принизить и поставить себя выше.
Your browser doesn’t support HTML5
Астанда: В старших классах у нас было несколько группировок, которые соперничали. Может быть, это где-то проявлялось, но все же не носило тяжелый характер, какую-то травму я не получала в школе. Сейчас моя младшая сестра учится в пятом классе. У них тоже такая ситуация, но там наоборот. У нее лидерские способности, и она больше третирует других детей, и мы стараемся ее учить тому, что надо больше дружить. Если родители будут обращать на это внимание, следить за тем, не только, какие оценки у их детей в школе, а за тем, какая атмосфера у них в классе, как они друг к другу относятся, как относятся к своим преподавателям, если больше делать на это ставку, чтобы у ребенка была такая среда, в которой он мог бы себя проявлять, не зажиматься, будет лучше. И, конечно, учителя должны в первую очередь указывать родителям, если есть такие случаи. В отличие от других городов, у нас эта проблема не стоит остро.
Рузанна: Нет, у меня и дети выросли, и вот внуки, такого никогда не было. Я даже в первый раз слышу, что такое может быть между детьми.
Светлана: Неоднократно и в школе, и в училище, и в университете такое бывает. И это связано, я думаю, больше с завистью, ревностью и комплексами прежде всего. Как-то выкручиваемся.
– Как? Что вы делали?
Светлана: Первое, поговорить, но это бесполезно. Человек все отрицает, говорит, что все нормально. Закрыть глаза и просто ждать, когда оно само по себе пройдет.
Лера: Со всеми происходят такие ситуации, каждый сталкивается с этим, в каждой школе такое присутствует.
– Как реагировать?
Лера: Наверное, просто игнорировать, чтобы ситуация не развивалась дальше. Все равно человеку, который издевается, надоест это в скором времени.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия