Справится ли первая женщина-президент Грузии с непростой внешнеполитической ситуацией – этот вопрос один из главных на сегодняшний день. Политики и эксперты спорят о том, сумеет ли Саломе Зурабишвили использовать свой дипломатический опыт, чтобы удержать страну на евроатлантическом пути.
Саломе Зурабишвили, уроженка Парижа, судя по всему, видит в своей победе историческую миссию – она прямой потомок основателей Первой республики 1918 года, павшей под натиском советской армии в 1921-м. Ее предки были вынуждены эмигрировать во Францию, а теперь она собирается вернуть Грузию в лоно Европы. Параллельно объединив страну – путем диалога с несогласными:
«Мы все вместе окончательно и решительно отказались от прошлого, от того, что больше всего затормозило бы укрепление, продвижение и освобождение общества. Наш выбор – страна мирных, свободных и равных граждан, наш выбор – диалог с той частью общества, которая сегодня не голосовала за меня, с теми, кто не является нашим единомышленником, но мы все – граждане одной страны, одной маленькой страны, мы живем в одном государстве и должны жить и должны объединить ее, успокоить и утихомирить».
Your browser doesn’t support HTML5
Объединять, успокаивать и утихомиривать госпоже Зурабишвили, по ее собственным словам, поможет богатый дипломатический опыт – более чем в три десятка лет. В прошлом французский дипломат, участник всевозможных дипмиссий этой страны в ОНН, НАТО, Совете Европы, работник посольств Пятой республики в США и Африке, наконец посол Франции в Грузии, а затем, по личному приглашению тогдашнего президента Саакашвили – министр иностранных дел вставшей на путь реформ исторической родины, она уверена, что сумеет найти общий язык со всеми, включая самого сложного соседа – Россию, в связях с которой оппозиция ее обвиняла во время президентской гонки. Москва, к слову, встретила победу хоть формально независимого, а по сути, провластного кандидата со сдержанным оптимизмом. Глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев считает, что хуже не будет:
«Не ожидаю резких перемен на российском направлении. Но, учитывая тот факт, что Саломе Зурабишвили – опытный и прагматичный политик, хотел бы надеяться, что пространство для диалога как минимум не сократится, а лучше бы - увеличился. Диалог сейчас явно в интересах обеих стран, наших народов, бизнеса и региона в целом. Можно считать исход выборов в Грузии умеренно-позитивным. Хуже точно не будет».
Неоднозначные высказывания Зурабишвили по августовской войне 2008 года, когда она фактически объявила о том, что именно Грузия начала боевые действия, с точки зрения противников власти поставили под вопрос не только ее президентские амбиции, но и дипломатическую профпригодность. Во всяком случае, армию госпожа Зурабишвили сумела настроить против себя – об этом говорят результаты голосования грузинского контингента в Афганистане. Там бесспорную победу одержал кандидат от оппозиции Григол Вашадзе.
Тем не менее, с учетом поправок в Конституцию, вступающих в силу одновременно с инаугурацией нового президента, основная задача Зурабишвили все-таки будет лежать во внешнеполитической плоскости. И тут «Грузинская мечта» явно намерена использовать прежние заслуги новоизбранного главы государства. В правящей партии не раз отмечали: у Зурабишвили есть большие связи в международных организациях, дипломатических кругах, в правительстве Франции и наверняка других западных стран. И она, по задумке «мечтателей», может стать как раз тем недостающим «связующим звеном» с Западом, чтобы уравновесить влияние бывшего президента Саакашвили и его партии в политических кругах Европы и США. Сама Саломе Зурабишвили уже определила свои приоритеты по части визитов вежливости:
«Никто не удивится, что мой первый визит будет в Европу, в частности, в Брюссель, Берлин, Париж и Литву, женщина-президент которой вчера ночью первой поздравила меня с тем, что я стала президентом».
Женщину-президента Литвы зовут Даля Грибаускайте. Фамилия, действительно, может быть сложной для произношения. Но злые языки уже поспешили заметить – новоизбранная глава грузинского государства не очень хорошо разбирается в сегодняшней внешней политике и не особо знакома с ее действующими лицами.
Впрочем, и про французского лидера Эммануэля Макрона госпожа Зурабишвили говорила, не называя имени, на что в Париже, видимо, не обиделись. Во всяком случае, МИД Франции одним из первых поздравил нового президента Грузии с победой на выборах и подтвердил поддержку суверенитета и территориальной целостности южнокавказской республики. О чем говорится в официальном заявлении Пятой республики:
«Спустя месяц после первого тура президентских выборов независимый кандидат Саломе Зурабишвили избрана президентом Республики Грузия. Франция искренне поздравляет ее с победой и желает успеха в выполнении своих обязанностей. Франция готова работать с г-жой Зурабишвили, чтобы еще сильнее укрепить прекрасные и исторические отношения между нашими странами. Новый президент может надеяться, что мы будем действовать в интересах суверенитета и территориальной целостности Грузии в ее международно-признанных границах».
В том, что Саломе Зурабишвили сумеет заручиться доверием западных партнеров, уверен директор Центра Европейских исследований Фонда Рондели Каха Гоголашвили:
«Я думаю, что по отношению к ней будет довольно высокое доверие со стороны всего западного мира. Что касается России, то нас ждут очень прагматичные разговоры. И ни в коем случае не в том направлении, что мы одна цивилизация. А вот что касается Европы, то, напротив, будет максимально подтверждено, что мы одна цивилизация. Мне кажется, что по обоим этим направлениям у Саломе Зурабишвили довольно хорошие перспективы».
В свою очередь, основатель Центра стратегического анализа Грузии Торнике Шарашенидзе, напротив, считает, что новоизбранный президент привнесет еще больше проблем во внешнеполитическую повестку Грузии. Причем несладко придется и самой «Грузинской мечте»:
«После победы у «Грузинской мечты» появятся еще больше задач, которые надо будет решать. Репутация на мировой арене на фоне того, как были проведены выборы, ухудшится еще сильнее. Что касается непосредственно Саломе Зурабишвили, то она еще более сложный человек, чем Георгий Маргвелашвили. И доставит куда больше проблем «Грузинской мечте», чем не только Маргвелашвили, но и Вашадзе, если бы он стал президентом».
А вот эксперт по международному праву, член Высшего совета юстиции по президентской квоте Анна Долидзе, считает: то, что президентом стала женщина, а также ее независимый характер, позволит стране повысить свои позиции на международной арене. Да и вообще, считает Анна Долидзе, это в любом случае историческое событие:
«В отношении женщины в вопросах гражданской позиции требования и критика намного выше, чем в отношении мужчин. Но она (Зурабишвили) способна сплотить институты независимо от «Грузинской мечты». У этого, безусловно, будет своя цена, но это также будет записано большими буквами в историю Грузии».
Насколько эффективной будет первая женщина-президент Грузии, станет ясно в ближайшие шесть лет. Именно столько времени, согласно новой Конституции, есть у Саломе Зурабишвили на то, чтобы войти в историю.