Впервые в новейшей истории Грузии женщина станет президентом. По предварительным данным ЦИК, Саломе Зурабишвили – независимый кандидат, поддерживаемый правящей силой «Грузинская мечта», набрала почти 60% голосов. С утра, в первый день после выборов, первое поздравление Зурабишвили получила от патриарха Илии Второго. После встречи с ним она поделилась своими планами с журналистами.
«Это был тот момент, когда я почувствовала, что стала президентом Грузии», – поделилась своими ощущениями Саломе Зурабишвили с журналистами в полдень у патриарших ворот после встречи с Илией Вторым. Он оказался первым, кто позвонил ей с утра с поздравлениями и пригласил к себе. И заставил поверить в почти невероятное с учетом того, что понадобился второй тур: она, Саломе Зурабишвили, рожденная в Париже в семье эмигрантов, потомок известных грузинских политиков и общественных деятелей, стала пятым президентом Грузии. По предварительным данным ЦИК, за Саломе Зурабишвили проголосовали более миллиона (1 147 106) граждан Грузии, а это почти 60% (59, 54%) голосов.
Она обещает быть президентом и остальных, тех 40%, которые сделали выбор в пользу кандидата от «Нацдвижения» Григола Вашадзе. Он, кстати, в отличие от Ильи Второго, не спешит поздравлять Зурабишвили:
«Я и перед вами обязуюсь, что не буду жалеть сил, чтобы наша стран стала как можно еще более мирной и развитой», – сказала Саломе Зурабишвили журналистам, когда рассказывала, что обещала патриарху. А его очень волнуют напряженные, разделяющие общество отношения между командами двух кандидатов в президенты и их сторонников.
Your browser doesn’t support HTML5
Помнит Саломе Зурабишвили и о другом обещании, которое намерена выполнить в первую очередь. Это резиденция, в которой она поселится после того, как приступит к своим обязанностям. Ей, как и поддерживающей ее «Грузинской мечте» и ее основателю Бидзине Иванишвили, не нравится президентский дворец, что в старом районе Тбилиси Авлабари, построенный третьим президентом Михаилом Саакашвили.
Ей больше нравится другой – дворец Орбелиани на улице Атонели. Он ближе к ее дому в районе Мтацминда, что тоже в исторической части. Неравнодушна она к этому дворцу не только по политическим соображениям.
«Как вы знаете, моя семья, мои предки были князьями Бараташвили и Орбелиани. Поэтому дворец Орбелиани для меня полностью приемлем. И если мы на это посмотрим под углом того, что хотим выглядеть по-европейски, то этот дворец (Орбелиани) – более европейского типа, чем тот, масштабный, который мне напоминает совсем другую систему», – сказала Саломе Зурабишвили. Она могла подразумевать советский режим или правление Михаила Саакашвили, а может быть, и то и другое.
Президентская резиденция стала камнем преткновения в отношениях между уходящим президентом Георгием Маргвелашвили и Бидзиной Иванишвили. Маргвелашвили, ранее обещавший не входить в «дом разврата», как он сам называл дворец, неожиданно для всех решил занять резиденцию, став президентом. И это ему не простили. С учетом того, с какой осторожностью говорили о планах новоизбранного президента представители правящей силы, видимо, в рядах «мечтателей» все еще боятся наступить на те же грабли. Это было понятно из слов депутата от «Грузинской мечты» Звиада Квачантирадзе:
«Она (Зурабишвили) неоднократно заявляла, что займет обустроенный дворец (Орбелиани). Я уверен, что она не изменит эту позицию».
Сторонники Саломе Зурабишвили указывают на ее принципиальный характер, ее европейские и глубоко уходящие в грузинскую историю корни. Радуются, что она – первая женщина президент не только в Грузии, но и в регионе, успешный дипломат, и если верить словам ее подруги Нателы Мачавариани, прекрасная мать, отличный друг и хозяйка.
«Саломе готовит восхитительные блюда – сациви, хачапури, а на Пасху печет таки-и-и-е куличи», – рассказала Натела Мачавариани в интервью газете «Квирис палитра».
А оппоненты указывают на ее упрямый и капризный характер. Грузинские феминистки боролись за то, чтобы президентом Грузии стала женщина, чтобы в политике было больше женщин, но только победа Саломе Зурабишвили не доставила им радость. Причин много, говорит правозащитница из организации «Женщины за общее будущее» Ида Бахтуридзе:
«Работая в парламенте депутатом, Саломе Зурабишвили ни разу не поддержала инициативы или законопроекты, направленные на усиление прав женщин. Она против гендерного квотирования. Она даже отказалась встретиться с нами и лично ознакомить со своей предвыборной программой по вопросам гендерного равноправия».
И хотя в предвыборной программе у Саломе Зурабишвили есть пункт о важности защиты прав женщин, феминистки и борцы за равноправие считают это формальностью.
Формальным считает директор Ассоциации реформ Грузии Паата Гаприндашвили и независимость новоизбранного президента. С учетом той тотальной финансовой, административной поддержки, которую «Грузинская мечта» оказала Зурабишвили, на ее независимость не приходится надеяться:
«Президент должен быть политическим арбитром, должен балансировать политические процессы, и это очень важно, притом что у «Грузинской мечты» – конституционное большинство. Но та предвыборная кампания, которая предшествовала ее победе, мне не вселяет оптимизма в том, что она будет независимой».
После инаугурации новоизбранного президента вступают в силу поправки в Конституцию, согласно которым полномочия пятого и последующих президентов продлятся вместо пяти шесть лет. Саломе Зурабишвили войдет в историю не только как первая женщина-президент, но и как последний президент, избранный прямым голосованием.