НАТО обсуждает «Керченский кризис» и обещает еще большую поддержку Украине и Грузии. Тема российской агрессии против Киева и Тбилиси – один из лейтмотивов встречи министров иностранных дел Североатлантического альянса в Брюсселе.
Будущее Черноморского региона после «Керченского кризиса» – одна из главных тем стартовавшего сегодня в Брюсселе министериала НАТО. Североатлантический альянс и его партнеры встали на сторону Украины в ее последнем противостоянии с Россией. Но при этом Запад не торопится перейти к каким-либо конкретным шагам, даже несмотря на жесткую позицию прибывшего в Брюссель на министериал НАТО госсекретаря США Майка Помпео, припомнившего России не только инцидент в Азовском море, но и Грузию и отравление Скрипалей:
«Россия не признает свободное международное сотрудничество и западные ценности, более того, она заглушила голос оппозиции внутри страны, вторглась в Грузию и Украину. Москва также использовала боевое отравляющее вещество в Европе и неоднократно нарушала Конвенцию о запрещении химического оружия».
Your browser doesn’t support HTML5
Впрочем, по мнению наблюдателей, несмотря на всю жесткость заявлений, они останутся лишь заявлениями. В частности, возможное требование Киева о закрытии Босфорского пролива для военных кораблей Черноморского флота России, высказанное несколько дней назад командующим ВМС Украины Игорем Воронченко, с большой долей вероятности останется без конкретного ответа. Комментируя недавние события в Керченском проливе, генсек НАТО Йенс Столтенберг ограничился пусть и жестким, но все же лишь призывом к России вернуть Украине захваченных моряков и корабли, а также обеспечить свободное судоходство в Азовском море. При этом Столтенберг, как и Помпео, также вспомнил про Грузию:
«Нет никакого оправдания такому применению силы. Украина и Грузия сталкиваются с серьезными вызовами со стороны России. Сегодня в НАТО проводят тщательную оценку военной активности Москвы в Черноморском регионе. Я ожидаю, что безопасность в Черном море и в Азовском море будет обсуждаться на встрече министров 4-5 декабря».
Ожидания Столтенберга, отмечают наблюдатели, вряд ли приведут к каким-либо силовым шагам со стороны Запада. Безусловно, вполне вероятное по итогам министериала появление натовских кораблей в Черном море для Москвы будет не очень приятным, но в Кремле в то же время осознают: ради Украины НАТО не пойдет на военное противостояние с Россией.
Что же касается Грузии, то, несмотря на заявления представителей власти о намерении дальнейшей интеграции в евроатлантическое сообщество со всеми сопутствующими обязательствами, в отношении российско-украинского конфликта Грузия заняла очевидно нейтральную позицию, и каких-либо шагов со стороны официального Тбилиси в этой связи ждать не стоит. Но генсек НАТО все же пообещал: Брюссель не забудет в очередной раз подтвердить свое неприятие оккупации грузинских территорий Россией:
«НАТО поддерживает суверенитет и территориальную целостность Грузии и Украины. Мы продолжаем активную политическую и практическую поддержку обеих стран. На саммите в июле союзники признали евроатлантические устремления Грузии и Украины. На заседании комиссии НАТО-Грузия декларация, принятая лидерами альянса, еще раз подтвердила поддержку Грузии НАТО. В то время как страна готовится к полноправному членству в Североатлантическом союзе, НАТО помогает Грузии в укреплении обороноспособности».
Глава МИД Грузии Давид Залкалиани, со своей стороны, уверяет: присутствие Грузии на встрече Североатлантического совета подтверждает, насколько значительное место занимает Тбилиси в повестке дня НАТО. По его словам, встреча приобретает особую важность на фоне того, что внимание международного сообщества приковано к Черноморскому региону:
«Важно, что на этом министериале, как и во время саммита, пройдет отдельная встреча с Грузией и Украиной. Встреча будет посвящена теме региональной безопасности. Особые акценты будут сделаны на вопросах безопасности в Черном море. У нас уже был значительный, ощутимый результат на прошлом саммите НАТО, где Грузия вместе с Украиной приняла участие в беспрецедентном формате, а также была принята декларация с точки зрения практического сотрудничества на Черном море».
Чем практическое сотрудничество помогло Украине во время последнего инцидента и что это будет означать для Грузии в условиях сегодняшних реалий, министр не объяснил. Как не объяснил и то, каким образом собравшиеся в Брюсселе министры намерены обеспечить предупреждение инцидентов, подобных произошедшему в Керченском проливе. Впрочем, министериал только начался, и у НАТО еще есть время, чтобы выработать механизм превенции и ответить на вопросы партнеров относительно безопасности в Черноморском регионе.