Саломе Зурабишвили определилась с местом своего триумфа – официальная церемония инаугурации избранного президента пройдет в Телави, административном центре региона Кахети. А именно – на территории крепости Батонис цихе, резиденции царя Ираклия Второго.
Инаугурация на месте коронации – Саломе Зурабишвили настояла на том, чтобы возглавить страну в том самом месте, откуда начиналось царствование Ираклия Второго – одного из самых неоднозначных лидеров в истории Грузии. Пятый по счету гарант Конституции будет «помазан» на президентство в Телави – административном центре региона Кахети:
«Детали инаугурации разрабатываются. Как вы уже узнали от других, она состоится в Телави, и я тоже подтверждаю, что это будет в Телави. Я хотела сказать об этом первой».
Выбор будущего главы государства вызвал неоднозначную реакцию. Грузинский сегмент социальной сети Facebook взорвался комментариями. Несогласные с победой госпожи Зурабишвили на выборах советуют ей провести церемонию прямо в Георгиевске – месте, где царем Ираклием Вторым был заключен пресловутый Георгиевский трактат, намекая таким образом на связь избранного президента с Россией, в которой оппозиция ее обвиняла в ходе предвыборной кампании.
Your browser doesn’t support HTML5
Но у Саломе Зурабишвили, похоже, свои «счеты» с жителями Телави:
«Для меня рассматривался только один город. Было несколько сценариев, но моим предложением был Телави, так как вся моя предвыборная кампания была построена на теме, что мы должны продвигать регионы, чтобы они развивались. Без регионов Грузия не сможет развиваться. Я считаю, что Телави – очень правильный выбор. Вторая причина, почему я выбрала Телави, – это то, что Телави не голосовал за меня. Это одно из проигранных мест, и я хочу показать, что я – президент всех, даже тех людей, кто не голосовал за меня».
Первоначальная неоднозначность в выборе места проведения инаугурации пятого президента Грузии – сначала прошел слух о черноморском Поти – некоторые наблюдатели связывают с планами оппозиции провести в этот же день массовую акцию протеста. Ведь 16 декабря, в день инаугурации, истекает срок ультиматума, предъявленного «Грузинской мечте» главным визави Зурабишвили, бывшим кандидатом в президенты от объединенной оппозиции Григолом Вашадзе. Впрочем, сам Вашадзе заявил, что опасения правящей партии и ее протеже напрасны:
«Если хотят, пусть проводят инаугурацию в Телави, Тбилиси, Зугдиди… никто не собирался срывать их т.н. инаугурацию. Когда у страны нет законно избранного президента, нельзя проводить инаугурацию, поэтому пусть проводят это шоу, где хотят».
Для Саломе Зурабишвили, очевидно, символизм имеет не последнее значение – выбрав местом вступления в должность царскую резиденцию, а местом последующего обитания – княжеский дворец, будущий президент также хочет видеть на церемонии своего предшественника – Георгия Маргвелашвили, видимо, чтобы соблюсти все формальности при передаче власти. Кстати, это будет прецедентом в новейшей истории Грузии:
«Зарубежным делегациям отправили приглашения. Пригласим всех, с кем имеем дипломатические отношения. Дальше решать им, кто будет присутствовать. На инаугурации, конечно, будет присутствовать Георгий Маргвелашвили».
Сам Георгий Маргвелашвили уже успел поздравить свою преемницу, приняв Саломе Зурабишвили в авлабарской резиденции, куда та ранее обещала не входить. Но вошла, чтобы обеспечить передачу дел от администрации действующего президента администрации будущего.
Но если по части неконфликтной смены одного президента другим споров не возникло, то в отношении будущего самого института президента у Георгия Маргвелашвили совсем другое мнение. Правительство намерено резко сократить расходы на содержание администрации нового главы государства – почти на 4 млн лари. Одновременно, если верить проекту бюджета на 2019 год, поступившему в парламент, будет полностью упразднен резервный фонд президента. Точку зрения уходящего гаранта Конституции озвучил глава его администрации Георгий Абашишвили:
«Этот вопрос обсуждают те люди, которые не имели отношения к институту президента. Только в течение этих лет из резервного фонда, в условиях пребывания Георгия Маргвелашвили на посту президента, было профинансировано более 400 проектов, которые касались содействия демократическому развитию, укрепления гражданских институтов, защиты государственных институтов, повышения квалификации государственных служащих, улучшения бытовых условий в селах, финансирования сельских библиотек, в том числе и финансирования целого ряда социальных проектов. Все это президент Маргвелашвили осуществлял именно из резервного фонда. Сейчас совершенно непонятно, как будет будущий президент осуществлять подобные инициативы, которые были так важны для демократического развития».
В администрации подчеркивают, что в течение всех этих лет шло целенаправленное ослабление института президента, кульминацией этого процесса стало упразднение Совета безопасности.
Будущий президент уверяет: ее полномочий хватит на то, чтобы стать гарантом не только Конституции, но и политической стабильности в стране. Саломе Зурабишвили, по ее собственным словам, уже говорила с лидером «Грузинской мечты» Бидзиной Иванишвили, и последний якобы гарантировал ее политическую независимость от правящей партии. Спровоцировав тем самым иронические комментарии – Грузия получила в довесок «гаранта независимости гаранта Конституции».