Ложка дорога к обеду, а мандарины – к Новому году

Сегодня в Сухуме дали пресс-конференцию руководитель госкомпании «Абхазпродэкспорт» Амиран Лагвилава и начальник сельхозуправления Гулрыпшского района Рафик Григорян. Речь шла о том, какой объем экспорта цитрусовых можно ожидать в этом сезоне, о ценовой политике, о том, как организована работа центрального пункта приема цитрусовых и как налажена система доступа на внешние рынки госкомпанией «Абхазпродэкспорт».

Почему тут был представлен именно Гулрыпшский район – один из семи районов республики? «Интрига» развеялась, когда в ходе пресс-конференции Рафик Григорян сказал, что, по предварительным оценкам специалистов, в районе предполагали собрать нынче около 13 тысяч тонн мандаринов, но соберут, видно, 17-18 тысяч. Но это ведь примерно половина, если не больше, того урожая, который, рассказывал я на «Эхе Кавказа» в ноябре, планируют собрать в Абхазии в целом. И ситуация в этом районе по основным показателям в цитрусоводстве тождественна общеабхазской. Кроме того, в Гулрыпшском районе находится республиканское плодовощехранилище, которое является главным объектом, базой «Абхазпродэкспорта».

Можно сказать, что цитрусоводы одержали победу над мраморным клопом, почти отовсюду он оттеснен. Но борьбу с ним надо продолжать постоянно и уже вскоре начинать его, ушедшего в зимнюю спячку, механическое уничтожение. Улучшилось и качество мандаринов. «Так как мы ежегодно проводим лечение деревьев, у нас всегда соблюдаются экологические правила, можем с уверенностью сказать, что у нас экологически чистый продукт, который можно проверить в любой лаборатории», – отметил Григорян.

Your browser doesn’t support HTML5

Ложка дорога к обеду, а мандарины – к Новому году

Сбором цитрусовых в основном занимаются местные жители, сказал начальник сельхозуправления. Однако в Абхазию приезжают для этого и жители России, ДНР и ЛНР. В день наемный рабочий может получить от 1000 до 1500 рублей. Григорян сказал:

«Конечно, фермерам очень трудно через границу перевозить свою продукцию – массу документов там нужно. Комфортней, конечно, если будут принимать ее такие заготовительные организации, как «Абхазпродэкспорт». Это нам намного облегчит положение. Наши жители, как узнали это на днях, очень многие обрадовались. Есть хорошие, очень такие доброжелательные звонки о том, что они готовы сдавать свою продукцию. Но хотелось бы знать детали, на каких условия, по какой цене. Эти вопросы, конечно, волнуют наших крестьян».

Амиран Лагвилава, рассказывая о работе возглавляемой им компании, подчеркнул, что это не торговая организация, ориентированная на то, чтобы дешевле купить и дороже продать, ее цель – обеспечить абхазским сельхозпроизводителям беспрепятственный доступ на внешний рынок. «Для выполнения поставленной задачи, согласно договоренностям с Федеральной таможенной службой России, учрежден специальный таможенный пост на абхазской стороне. На сегодняшний день так называемый абхазский пост уже создан. Подписаны все необходимые соглашения, на территории Абхазии находятся представители ФТС России. И сейчас мы проходим последний этап, когда специалисты загружают технические программы, и мы надеемся, что абхазский таможенный пост в декабре уже будет готов к работе», – отметил Лагвилава.

Для прохождения таможенного контроля на абхазской стороне перевозчикам будет предоставляться специальный экспортный документ. Транспорт с товаром сможет беспрепятственно пересекать государственную границу и доставлять его до точки сбыта. А для подтверждения качества поставляемой продукции специалисты «Абхазпродэкспорта» зарегистрировали на абхазские мандарины знак «био». «Это означает, что при производстве нашего продукта не были использованы ни пестициды, ни ГМО. Мы периодически отсылаем наши образцы на проверку и подтверждаем этот знак, поэтому мы можем быть уверены, что наш продукт сертифицирован и безопасен для употребления», – отметил он.

Это все, конечно, здорово, но мы слышали о таком пункте рядом с плодовощехранилищем уже довольно давно. Не получилось ли тут с мандаринами, что «сани начали готовить зимой»? В ответ на этот вопрос Лагвилава сказал, что очень надеется: до Нового года пункт заработает.

Журналисты вспомнили про «панические настроения» некоторых своих коллег на Кубани – что мандарины в Абхазии нынче созрели рано и их перестанут экспортировать задолго до Нового года, хотя «дорога ложка к обеду». Рафик Григорян на это сказал:

«Будут ли перед Новым годом мандарины? Конечно, будут. Сбор еще продолжается. Около 20-25 процентов урожая еще не собрано. Почему? Ну, дождливая погода была. В дождь нельзя собирать – мы это знаем все. А реализовано тоже до 20-25 процентов из собранного, не более. Только из нашего района еще до 15 тысяч тонн мандаринов ждет своего покупателя. Так что на Новый год будет, и на Старый Новый год тоже будет».

Немало внимания на пресс-конференции было уделено проблеме закладок новых цитрусовых плантаций. Да, урожай этого года – один из лучших за все послевоенное время. Но надо смотреть в будущее. Многие мандариновые деревья, сказал Рафик Григорян, достигли уже возраста 70-80 лет, и даже если прямо сейчас начать в промышленных масштабах новые посадки, еще 10-12 лет надо будет ухаживать за ними, ожидая, когда они начнут плодоносить. Амиран Лагвилава был тут более оптимистичен:

«Вы знаете, мне посчастливилось быть в нескольких странах и видеть эти новые посадки. Есть так называемые новые современные интенсивные сады. В климате, очень схожим с нашим, есть современные технологии, которые позволяют говорить о том, что до полноценного сбора может пройти всего пять лет. Это первое. Второе, что хотел бы подчеркнуть, – они позволяют собирать урожай 50-70 тонн с гектара. Это без всякой химии и ухудшения качества плодов».

Потом журналисты вернулись к вопросу цены, по которой заготовители готовы принимать килограмм мандаринов. Лагвилава сказал:

«Сказать так, что вот, знаете, 20 рублей стоит… Леченый – нелеченый, какой у него калибр, насколько он перебран, в каком он виде… То есть очень много факторов. На сегодняшний день цена на абхазский мандарин варьируется от 8 рублей, за самый мелкий, до 30 рублей, а то и выше. И сегодня весь этот рынок абсолютно непредсказуем. Кроме того, он по сути своей дикий. Вот заехали какие-то индивидуальные предприниматели с Северного Кавказа, из Краснодарского края. Им нужно срочно купить пять тонн этих мандаринов. Он может купить и за 20 рублей килограмм, и за 10 или за 40 рублей, и то, и то возможно. То есть сегодня нет фиксированной цены, все зависит от огромного количества факторов».

«У многих людей недостаточное количество цитрусов, которое бы позволило подписать контракт и осуществить бесперебойную поставку товара к покупателю. Ни одной серьезной сети неинтересно купить, к примеру, одну машину "Газель" мандаринов, всем важна стабильность и прогнозируемость поставок. Из чего мы делаем вывод, что ни один фермер не может реализовать свою продукцию по максимально выгодной цене. Остается одно – объединять их всех. После этого мы сможем говорить о порядка 50-60 тысяч тонн цитрусовых в Абхазии. Это уже достаточное количество для того, чтобы стать полноценным игроком на внешнем рынке», – объяснил Лагвилава.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия