Новый Афон претендует на статус «первопрестольного»

Феликс Даутия

Сегодня в Сухуме состоялась пресс-конференция главы администрации города Новый Афон Гудаутского района Феликса Даутия.

Поскольку этот город является одной из жемчужин туристической Абхазии, мэр, прежде всего, остановился на итогах нынешнего турсезона:

«Если взять такую статистику, сколько человек посетило Новоафонскую пещеру, и сравнить с прошлым, 17-м годом, конечно, мы отстаем на целых, наверное, 45 тысяч человек. А так вот, я считаю, сезон был нормальный. У нас более двух тысяч койко-мест в городе. Вначале, в связи с чем, я не могу сейчас точно сказать, кто-то связывает это с чемпионатом мира по футболу, который проходил в России… сезон не радовал. Но июль, август, сентябрь, я считаю, очень даже… Фактически все гостиницы были, можно сказать, заполнены. Но афонцы нынче, как никогда, снизили цены в гостиницах. Отдыхающие, которые каждый год приезжают, мы их даже уже в лицо знаем, многие путают, местные они или отдыхающие… И, естественно, эти люди не всегда идут в пещеру, потому что они все в ней видели… Частные домовладения тоже в городе сдают, но учет вести и как-то обязать их платить налоги мы не можем. Раньше этим занимались квартирно-посреднические бюро».

Your browser doesn’t support HTML5

Новый Афон претендует на статус «первопрестольного»

Новый Афон знаменит не только своим пещерным комплексом, который функционирует с 1975 года, но и православным монастырем, который был построен в конце девятнадцатого века и привлекает к себе ежегодно тысячи российских туристов и паломников. Но в городе, сказал Даутия, думают и над разработкой новых туристических маршрутов.

Новый Афон – самый маленький город Абхазии, с населением всего около полутора тысяч человек. Но это город с древней историей, с крепостью, построенной абазгами в пятом веке, первоначальная столица возникшего в конце восьмого века Абхазского царства. В связи с этим некоторые предлагают присвоить ему официальный статус первой, исторической столицы Абхазии. Когда журналисты коснулись этой темы, Феликс Тарасович сказал:

«История такова на самом деле, что старая Анакопия является первой столицей Абхазии. Было предложение депутатов Городского собрания, а также художников, которые живут и работают в Новом Афоне, в лице Нодара Цвижба, Руслана Пандария, построить в городе памятник царю Леону Второму. Хотя город маленький, около ста историко-архитектурных, христианских памятников у нас. Также близлежащее село Анухва – там тоже очень много таких памятников».

Отвечая на вопросы журналистов о городских проблемах, Даутия сказал:

«Есть определенные проблемы с водоотведением, канализацией. С поликлиникой. С Домом культуры, которого, можно сказать, у нас нет, стоит каркас. Одно-единственное, что мы смогли сделать, – это своими силами накрыть здание кровлей, чтобы оно не разрушалось. Проблема с дорогой, тротуарами. Слава Богу, у нас в городе строится новый детский сад. В 19-м году по Комплексному плану строители должны его завершить, сегодня идут там внутренние, отделочные работы. Я бы сказал: профессионально работают. Садик будет на сто мест, чего на самом деле не хватает сегодня в городе. У нас есть один действующий садик. Если дополнительно еще стоместный получим, думаю, не только вопрос города будет решен, но и ближайших сел».

Журналисты вспомнили о существовавшем в 80-е годы прошлого века проекте прокладки канатной дороги на вершину Анакопийской (ее называют также Апсарской, Иверской) горы, где расположена древняя крепость. Тогда этот проект встретил резкое неприятие местных жителей во главе с первооткрывателем Новоафонской пещеры Гиви Смыром. Возвращались ли к этой идее в независимой Абхазии? Даутия сказал:

«В мою бытность (главой администрации) этот вопрос поднимался. Были люди, заинтересованные в этом и готовые вложить большие суммы денег. Но есть определенная проблема. Жители города не имеют особого желания видеть эту канатную дорогу. Горожане не согласны. Хотя все мы понимаем, что это опять-таки дополнительный доход в бюджет города.

– А с чем это нежелание связано?

– Ну, знаете, канатная дорога – это все ж таки огромные столбы, сама канатка, сам трос и тому подобное. Не хотелось бы, они говорят, чтобы это закрывало Анакопийскую гору. Я лично тоже смотрю на гору как на святыню. Не знаю, кто как понимает… Ну, если этот вопрос даже встанет перед городом, он будет решаться только через городской референдум: кто «за», кто «против».

Когда поинтересовались, на какую свалку вывозится из города мусор, мэр Нового Афона ответил:

«Мусор мы обычно вывозили на Гудаутскую свалку. После того как закрыли Гудаутскую свалку, было время, мы возили его в Сухум, потом – в Гулрыпш. На сегодняшний день мы возим мусор в Гагру».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия