Оккупация и бедность – две главные проблемы Грузии. Премьер-министр страны Мамука Бахтадзе выступил с итоговым отчетом работы правительства за уходящий 2018 год. Причем отчитываться премьеру пришлось и за своего предшественника – Георгия Квирикашвили, ушедшего в отставку на волне протестов летом этого года. Впрочем, список основных тем от этого не изменился.
Премьеры меняются, проблемы остаются – на внешнеполитической повестке для Грузии сегодня все та же евроатлантическая интеграция и все тот же конфликт с Россией. А вот среди новшеств – новая концепция вооруженных сил, переименованных в Силы обороны. Правда, функция у военных осталась та же – не допустить новой аннексии территорий.
Выступивший сегодня с ежегодным отчетом глава грузинского правительства Мамука Бахтадзе, занимающий этот пост ровно пять месяцев, назвал процесс так называемой бордеризации – тяжелым вызовом, на который должно обратить внимание мировое сообщество:
«К сожалению, 20% наших территорий все еще оккупированы Российской Федерацией. Она не выполняет взятые на себя обязательства, достигнутые еще в 2008 году, и не выводит свои оккупационные войска с территории Грузии. Я внимательно слежу за процессом бордеризации и строительства колючих ограждений. Это очень тяжелый и болезненный вызов. Мы используем все трибуны и платформы, чтобы передать наше послание мировому сообществу. Для нас очень важно консолидировать мировую общественность, чтобы совместными усилиями преодолеть этот самый болезненный вызов».
Your browser doesn’t support HTML5
При этом премьер отметил активность правительства Грузии в политике умиротворения. Бахтадзе заверил собравшихся: ответом Тбилиси на этот самый болезненный вызов является только развитие и мир:
«У нас есть конкретный план действий, конкретная инициатива под названием «Шаг к лучшему будущему», и она полностью поддержана всеми международными организациями и всеми странами-друзьями».
Такого же мнения придерживаются и в профильном ведомстве. В частности, госминистр по вопросам примирения и гражданского равенства Кетеван Цихелашвили, присутствовавшая на выступлении своего шефа, считает, что шаги грузинской стороны по части миротворчества приносят реальные результаты, и если бы не российские оккупационные силы, связи с населением Абхазии и Южной Осетии легко могли бы быть восстановлены:
«Примечательно, что 90% людей, задержанных оккупационными силами, – это те, кто старается перейти с оккупированных территорий на территорию, контролируемую правительством Грузии, что еще раз указывает на то, что миротворческие шаги грузинской стороны дают реальные результаты и, если бы не российские оккупационные силы, связи между народами легко бы восстановились».
При этом главной целью своего премьерства Мамука Бахтадзе называет возвращение Грузии в лоно Европы:
«Наша цель, чтобы Грузия вернулась в свою большую европейскую семью, где главной ценностью являются свобода человека, права человека, свобода суда и СМИ, верховенство закона, частная собственность. Достижение всего этого является очень сложной задачей исходя из вызовов, стоящих перед Грузией».
Противодействовать вызовам Бахтадзе надеется при помощи дальнейшей интеграции в евроатлантические структуры. На этом направлении, отмечает глава правительства, за последние месяцы было сделано очень многое. В частности, страна еще больше сблизилась с НАТО. А вооруженные силы со вступлением в силу новой Конституции сменили название и частично структуру. При этом сохранив и даже повысив свою боеспособность. Во всяком случае, так считают в руководстве страны.
Прекрасно все, если верить Мамуке Бахтадзе, и по части сближения с Европой. Но посол Евросоюза в Грузии Карл Харцель менее оптимистичен. Дипломат указал на некоторые проблемы по части выполнения Грузией своих обязательств перед европейскими структурами. В частности, это касается нарушений правил визовой либерализации:
«С одной стороны, Грузия выполняет рекомендации. С другой стороны, мы видим проблемы. Это касается количества заявок на предоставление убежища. В первой половине 2018 года количество заявлений удвоилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Большинство этих заявок беспочвенны. Эта проблема приводит к нелегальной миграции и организованной преступности в Европе и всерьез беспокоит всех. В интересах всех сторон, чтобы историческое соглашение о либерализации визового режима продолжало функционировать должным образом. Для этого необходимо работать».
Работать в Тбилиси обещают. Но опубликованный 19 декабря доклад Еврокомиссии говорит о том, что просто обещать – недостаточно. Согласно документу, тенденция отказа на въезд в Шенгенскую зону, а также незаконного присутствия в ней с первой половины 2017 года до первой половины 2018 года, характеризуется «значительным ростом». И это тревожный сигнал.