Кабисов встретит второй Новый год в заключении

Цхинвальский городской суд сегодня перенес заседание по делу Георгия Кабисова. Уже больше года в Южной Осетии наблюдают за громким процессом против экс-министра связи и полковника СВР. Первоначальный запал силовиков и правоохранителей, которые намеревались в кратчайшие сроки доказать вину задержанного, сошел на нет. Судебное разбирательство затянулось на долгие месяцы. Георгий Кабисов будет встречать второй Новый год в камере предварительного заключения.

Первое и, наверное, единственное резонансное антикоррупционное дело пришедшей в 2017-м к власти команды начало раскручиваться осенью 2017 года. 7 ноября Цхинвал облетела новость об аресте полковника СВР и экс-министра связи Георгия Кабисова. Задерживали разведчика не без пафоса, устроив обыск у него дома, предварительно оцепив домовладение силовиками в масках. Чуть позже был задержан его друг и одноклассник Мириан Джиоев – один из соучредителей компании «Иртел» ООО «ИнтерОс». На фоне молчания представителей власти в обществе стали появляться разные версии произошедшего: от политического преследования до устранения конкурента «Мегафону», которым якобы и намеревался стать Георгий Кабисов и его компания «Иртел».

Your browser doesn’t support HTML5

Кабисов встретит второй Новый год в заключении

Среди версий – возможное наличие у Кабисова собственной прослушивающей аппаратуры, что якобы раздражало власть не меньше, чем дерзость экс-министра в общении с президентом Анатолием Бибиловым в соцсетях: «разбираться» по этому поводу к нему приходила личная охрана тогда еще спикера парламента. После задержания, когда на местном телеканале выпустили специальный репортаж про Кабисова, оборудование так и не показали, зато щедро делились кадрами «шпионских» часов и брелоков, которые можно запросто купить в сети.

Официальное обвинение ему было предъявлено по заявлению бывшего заместителя министра связи Валерия Кочиева, который обвинял бывшего руководителя в превышении служебных полномочий. К этому обвинение добавило и незаконное хранение оружия.

Помимо устроенного силовиками шоу с задержанием полковника, наблюдателей поразило и то, как с ним обошлись. Выступая на суде, Кабисов рассказал, что его закинули в холодное подвальное помещение КГБ, не предоставив даже еды и постельного белья.

Спустя десять дней, 17 ноября, за Георгия Кабисова заступились три югоосетинских экс-президента – Людвиг Чибиров, Леонид Тибилов и Эдуард Кокойты. Они обратились с письменным ходатайством к судье, чтобы под их поручительство изменить меру пресечения полковнику на домашний арест. Однако Цхинвальский городской суд решения не изменил.

В конце ноября генпрокурор Урузмаг Джагаев все же дал комментарий СМИ и заверил всех, что никакой политической подоплеки в деле Георгия Кабисова нет, «преступления, по которым были возбуждены уголовные дела, – общеуголовной направленности, и в основной части – это преступления экономической направленности». Однако от полноценной пресс-конференции Джагаев отказался, ограничившись выступлением по местному телеканалу.

Уже из камеры ИВС, в начале января 2018 года, Георгий Кабисов обратился к действующему президенту Анатолию Бибилову как гаранту Конституции. Ответа так и не последовало.

Во время февральского заседания Цхинвальского городского суда о продлении ему меры пресечения на содержание под стражей на следующие два месяца друзья Кабисова устроили акцию протеста, выйдя с плакатами: «Грузинских диверсантов отпускают! Осетинских патриотов сажают!», «Виновные сажают невиновных!» Как рассказывали позже «Эху Кавказа» ее участники, ко многим из них впоследствии подходили с угрозами увольнения с работы.

Родственники экс-министра продолжают настаивать на заказном характере уголовного дела и его политической мотивированности. Сам Георгий Кабисов в интервью «Эху Кавказа» назвал происходящее «правовым беспределом, политической расправой и войной спецслужб – СВР и КГБ».

21 февраля генпрокурор Урузмаг Джагаев рассказал на брифинге о новых обвинениях в адрес бывшего сотрудника СВР и экс-министра связи. По его словам, на территории Южной Осетии и за пределами республики работали организованные Кабисовым фирмы, через которые с 2010 года в обход налогового законодательства из республики было выведено более 800 миллионов рублей. «Как сумма в 800 млн рублей, составляющая практически всю инвестиционную сумму, вложенную в «Мегафон-РЮО», могла пройти мимо бюджета? Эти гигантские, астрономические суммы, озвученные прокурором терминами «выведены», «прошли мимо», не являются юридическими категориями и рассчитаны лишь на то, чтобы произвести впечатление на население своими масштабами», – разводили руками защитники Кабисова.

Сам заключенный через адвоката передал ответ Джагаеву, в котором еще раз усомнился в беспристрастности правоохранительных органов:

«Считаю, что прокурор и председатель КГБ, выполняя политический заказ, превратились в карательную организацию. Они хотят упрятать меня в тюрьму и таким образом обелить Кочиева В. Х., которого они, по моему мнению, небезвозмездно «крышуют» довольно длительное время. Также есть у меня факты того, что Кочиев с 2012 года финансово поддерживает одну из партий».

В июле Георгий Кабисов в знак протеста против затягивания расследования дела правоохранительными органами объявил голодовку, правда, спустя две недели по настоянию родных ее прекратил. 21 июля на сайте ИА РЕС появилось сообщение со ссылкой на Генпрокуратуру республики о возбуждении против него 12 уголовных дел, но без ссылок на конкретных следователей или представителей ведомства.

В преддверии десятой годовщины августовских событий родные Кабисова надеялись и на то, что кавалера высшей воинской награды Южной Осетии – ордена Уацамонга, все же выпустят под домашний арест. Однако этого не произошло: Цхинвальский городской суд каждый раз продлевал срок содержания под стражей.

И, наконец, в октябре 2018 года Генпрокуратура передала материалы дела в суд, начались слушания. Все это время Георгий Кабисов содержался, как он говорил, в «пыточной» камере ИВС МВД, где круглосуточно горел свет.

Спустя год после задержания защитой экс-министра стали заниматься одновременно три адвоката, а на судебном заседании появился и главный обвинитель – Валерий Кочиев. Когда адвокаты Кабисова стали задавать ему вопросы, выяснилось, что по основным пунктам обвинения у него нет никаких доказательств. Во время последнего в этом году судебного разбирательства Генпрокуратура продолжала представлять суду свидетелей обвинения, однако, по мнению присутствующих в зале, их показания все больше укрепляли позиции защиты. Адвокаты полковника обратили внимание суда и на нарушение норм закона со стороны сотрудников прокуратуры, которые представили суду осетиноговорящего свидетеля, вопреки приложенному к делу протоколу допроса, составленному без переводчика на русском языке.

Судебное заседание, которое должно было состояться 14 декабря, было перенесено на неделю в связи с закрытием дороги Владикавказ-Цхинвал: владикавказские адвокаты Кабисова не смогли бы на него попасть. По последней информации, Цхинвальский городской суд отложил и намеченный на сегодня судебный процесс. Как рассказали «Эху Кавказа» родные Георгия Кабисова, заседание перенесли уже на следующий год. Надежды на завершение этого громкого дела, развернутого под знаменем борьбы с коррупцией, до наступления 2019 года оказались тщетными. Экс-министр встретит второй по счету Новый год в камере предварительного заключения.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия