«Третья сила» обрела название «Общее дело»

Сегодня в Сухуме прошла учредительная конференция общественной организации «Общее дело»

Две недели назад, в пятницу, 7 декабря, я рассказывал о состоявшейся в тот день в конференц-зале сухумской гостиницы «Атриум-Виктория» беседе за «круглым столом» под названием «Абхазия, завтрашний день». Участниками встречи было решено собраться на том же месте 21 декабря, чтобы учредить новую общественную организацию, которая мыслится, очевидно, как некая третья, альтернативная сила в предстоящей в 2019-м борьбе за президентское кресло наряду с нынешними властной командой и противостоящей ей политической оппозицией.

И вот сегодня учредительная конференция этой ОО состоялась. Вначале прозвучало несколько выступлений с трибуны. Первый из докладчиков, еще год назад возглавлявший политическую партию «Айнар» Тенгиз Джопуа, сказал:

«На фоне электоральной коррупции в стране это право народа (избирать) – фикция. А избирательный процесс, волеизъявление народа все больше происходит в форме товарно-денежных отношений. Надо уходить от иммунитета, от привилегий, неприкосновенности и прочих радостей, которыми мы наделили власть. Под тяжестью всего обрушившегося на них счастья они сходят с ума, и никто уже, кроме Бога, не способен остановить их безумства».

Your browser doesn’t support HTML5

«Третья сила» обрела название «Общее дело»

Тенгиз Джопуа остановился, в частности, на громоздкой машине управления, которую, на его взгляд, у нас скопировали с российского образца:

«А мы воссоздали в Абхазии эту систему. С населением в 240 тысяч человек мы создали маленькую бюрократическую империю. На содержание этой империи, которая не способна решать не то что проблемы в стране, но и ее собственные проблемы, внутри ее, мы тратим порядка миллиарда рублей. И еще полтора миллиарда – на их охрану и безопасность... Последнее, что, на мой взгляд, принципиально важно в будущей дорожной карте, – это система образования. Нужно отправлять детей в лучшие вузы мира, непрерывно совершенствовать учебные программы, учиться у всех, не только у России, но и у тех, у кого учится сама Россия».

Следующий оратор Адгур Лагвилава сказал:

«Наша сегодняшняя государственная система, ее можно охарактеризовать как такой симбиоз криминала и бюрократии. Это путь к концу не просто государства, это конец нашего общества, нашего народа с многовековой историей... У нас были такие ожесточенные дебаты по поводу названия нашей организации. И мы пришли к такому простому, казалось бы, названию, но в котором заложен важный смысл. «Общее дело». Можно это воспринять просто как красивые слова. Но если перевести это на латинский язык, «общее дело» – это «республика». Республика Абхазия – это наше с вами общее дело».

Если точнее, то «республика» переводится как «общественное дело», но разница небольшая. Что касается названия «Общее дело», то сейчас, в эпоху интернета, упомянутые дебаты выплеснулись накануне в соцсети. Приводились разные обсуждавшиеся варианты, и кто-то из противников «общего дела» заявил, что это слишком напоминает перевод с итальянского названия мафии «Коза ностра» – «наше дело». Перед началом сегодняшней конференции я поделился с одним из лидеров новой ОО прочитанным по этому поводу в «Фейсбуке», но тот пожал плечами: «Всем не угодишь, цепляться будут к чему угодно».

Участники учредительной конференции приняли устав ОО, избрали руководство организации – высший совет из 31 человека, а также единогласно – председателем ОО Вадима Смыра, его заместителем – Тенгиза Джопуа.

Выступая перед голосованием за Смыра, депутат первого созыва абхазского парламента Давид Пилия сказал:

«Какие качества я увидел у Вадима? Это четкое сознание собственной цели, адекватная самооценка, моральная готовность к разумному риску, честность, принципиальность и надежность. Активная жизненная позиция. И, наконец, горящие глаза и харизма. На мой взгляд, эти качества очень важны для лидера общественного движения. Я и мои друзья из старшего поколения эти качества очень ценим».

Сам Вадим Смыр, уже после завершения организационных вопросов поблагодарил за оказанное ему доверие и отметил, что немало людей в Абхазии восприняло возникновение новой организации с надеждой:

«Потому что на самом деле уже надоело: две политические группы людей, они потом превращаются в финансовые группы и, сменяя друг друга, 25 лет как бы правят страной и, можно сказать, неэффективно – так, мягко выражаясь. Я не хочу сказать, что во власти никогда не было хороших, нормальных людей. Но, к сожалению, их всегда было меньшинство. И вот когда такая идея появилась... я считаю, и это не только мое мнение, но и многих из вас – впервые, мне кажется, у нас создается организация не против кого-то и не под кого-то. Многие удивляются, поскольку накануне президентских выборов мы собираемся: «Неужели у вас нет кандидатов?» Чтобы снять все вопросы, я хочу сказать: по крайней мере, у меня нет, и у многих ребят здесь нет. Сегодня вы тоже слышите имена некоторых будущих кандидатов. Мы решили пойти по другому пути – собрать единомышленников, это очень важно. И собрать команду. И потом уже вместе с вами попытаемся решить, кто кандидат. Не раньше, чем в апреле - мае, я думаю, к тому времени у нас уже будет совершенно другая организация. Пусть на нас Бог посмотрит, плохого мы не собираемся делать. И мы с вами определимся вместе».

Вадим Смыр – депутат абхазского парламента второго созыва (1996-2002 гг.), бывший председатель республиканской общественной организации ветеранов Отечественной войны народа Абхазии «Аруаа» (2009-2013 гг.).

Тенгиз Джопуа – бывший начальник отдела по борьбе с контрабандой государственного Таможенного комитета Абхазии, бывший председатель политической партии «Айнар» (2015-2017 гг.).

Что касается будущего кандидата в президенты от этой организации, то, как сказал на учредительной конференции Вадим Смыр, ничего еще не решено и не ясно.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия